ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА.
ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ИЗ КНИГИ V.

Перевод С. К. Апта.

О ветрах и причинах их возникновения
(главы I—VI).

Гл. I. Ветер — это поток воздуха. Некоторые дают такое определение: ветер — это воздух, текущий в одну сторону. Это второе определение, по-видимому, более точно, так как воздух никогда не бывает настолько неподвижен, чтобы находиться в полном покое: всегда есть какое-то движение его. Точно так же мы говорим о море, что оно спокойное, когда оно слегка волнуется и не тонит волн в одну сторону. Поэтому если ты прочтешь:

Море, послушное ветрам, стояло тогда неподвижно —

то знай, что оно не стоит неподвижно, а слегка волнуется, и называют его спокойным потому, что оно не начинает натиска ни в ту, ни в другую сторону. То же самое следует сказать и о воздухе: он никогда не бывает неподвижным, хотя и бывает спокоен. Это можно понять на следующем примере. Когда лучи солнца попадают в какое-нибудь закрытое со всех сторон место, мы видим мельчайшие пылинки, которые носятся в противоположные стороны — одни вверх, другие вниз, сталкиваясь и так, и этак. Следовательно, недостаточно точным будет определение того, кто скажет «волны суть движение моря», так как и спокойное море тоже находится в движении. Но тот, кто подойдет к делу с достаточной осторожностью, даст такое определение: волны — это движение моря в одну сторону. Сторонник такого определения не собьется с толку и в том вопросе, который как раз составляет предмет нашего исследования, потому что он скажет так: ветер — это воздух, текущий в одну сторону, или: ветер — это с силой текущий воздух, или: это напор воздуха, идущего в одну сторону, или: это поток воздуха, более сильный в каком-то одном направлении. Я знаю, что можно возразить в пользу первого определения: зачем нужно прибавлять «воздух, текущий в одну сторону»? Ведь при всех обстоятельствах то, что течет, течет в одну сторону. Никто не скажет о воде, что она течет, если в ней есть только .внутреннее движение и никуда она не уносится. Следовательно, можно двигаться, но не течь. Напротив, нельзя течь иначе, чем перемещаясь в одном направлении. Но если это краткое определение застраховано от превратных толкований, то и будем пользоваться им. Если же кто-нибудь более осмотрителен, то пусть он не скупится на лишнее словечко, прибавление которого предотвратит всякие придирки. Теперь перейдем к существу дела, так как рассуждений о формуле определения было уже достаточно.

Гл. II. Демокрит говорит, что ветер получается тогда, когда в небольшом пустом пространстве находится много частичек, которые он называет атомами. Наоборот, воздух бывает в спокойном состоянии тогда, когда в большом количестве пустоты находится малое количество частиц. Ведь точно так же бывает на рынке или на улице: пока народу мало, сутолоки нет, а как только соберется толпа в узком месте, люди толкают друг друга, и получается давка. Так бывает и в окружающем нас пространстве: если много тел заполняет небольшой его участок, то неизбежны столкновения одних тел с другими, они получают толчки вперед и назад, встречают препятствия, подвергаются давлению. От этого получается ветер, когда частицы после долгой толкотни и блужданий начинают напирать и отклоняются в сторону. Если же на большом пространстве движется малое количество частиц, то они не могут ни сообщать, ни получать толчков.

Гл. III. Что это неверно, можно заключить хотя бы из того, что ветер слабее всего как раз тогда, когда в небольшом пространстве скапливается наибольшее количество частиц, что и придает тяжесть уплотненным облакам. Добавим еще, что возле рек и озер часто бывает туман, образующийся вследствие скопления и уплотнения частиц, а ветра, однако, нет. Иногда туман ложится такой густой, что не видно и тех, кто стоит рядом, а этого бы не было, если бы на небольшом участке не скопилось множество частиц. Между тем никогда не бывает такого безветрия, как в пору туманов. Прибавим еще обратный пример. Когда восходит солнце, оно разрежает сырой и плотный утренний воздух. И легкий ветерок поднимается тогда, когда частицы получают выход и плотное скопление их рассасывается.

Гл. IV. Как же, спросишь ты, возникают ветры? Ведь самого факта возникновения их ты не станешь отрицать. Так вот, здесь можно назвать не один способ. Иногда, например, земля сама извергает большое количество воздуха, выдыхая его из своих недр; бывает и так, что снизу вверх непрерывно поступают в большом количестве испарения, которые уносят с собой выделения земли, и сама перемена примешивающихся к воздуху испарений вызывает ветер. Меня, право же, нельзя уговорить, чтобы я поверил в первый способ или чтобы я о нем умолчал. В нашем теле пища вызывает скопление воздуха, выпускание которого очень неприятно для носа; желудок освобождается от этого воздуха иногда с шумом, иногда потихоньку. Так вот, получается, что и мать всего сущего выпускает воздух, выделяя питающие ее вещества. Она еще милостиво обращается с нами, всегда переваривая пищу. Иначе нам пришлось бы опасаться каких-нибудь нечистот. Так, значит, вернее будет сказать, что отовсюду, и притом непрерывно, несется множество частиц; что они скопляются, а затем, под действием солнца, начинают разрежаться, так как все, что расширяется в узком пространстве, стремится занять больше места; и что от этого образуется ветер.

Гл. V. Так что же? Значит, испарения вод и земель и следует считать единственной причиной образования ветра? Сначала, значит, они придают тяжесть воздуху, а затем с силой разрежаются, так как сгущения при разрядке всегда стремятся занять больше места? Что ж, это, по-моему, тоже одна из причин. Но есть еще иная, гораздо более вероятная и важная причина — то, что воздух по природе своей обладает силой движеяяия, и силу эту он ниоткуда не получает, а содержит в себе. Она свойственна ему так же, как и другим веществам. Нельзя же допустить, что нам даны силы для передвижения, а воздух остался неподвижным и недвижимым. Вот ведь и воде присуще свое движение, она движется и тогда, когда ветра нет. Да иначе в воде и не могли бы появляться на свет животные. Мы видим также, что в воде растет мох, а на поверхности ее плавают какие-то травянистые растения.

Гл. VI. Следовательно, в воде есть что-то животворное. Да что говорить о воде? Даже всепоглощающий огонь что-то порождает, и в огне родятся живые существа — это кажется неправдоподобным, но это правда. Значит, есть какая-то сила в огне, и поэтому он то уплотняется, то распространяется и расходится, то сжимается, то растягивается и рассеивается. Таким образом, разница между воздухом и ветром та же, что между озером и рекой. В конце концов, солнце само по себе является причиной ветра, так как оно рассеивает холодный воздух и освобождает его от густого и уплотненного состояния.

Примечания

По изданию: Древнеримские мыслители. Свидетельства, тексты, фрагменты. К., Изд-во киевского гос. университета им. Т. Г. Шевченко, 1958. Стр. 90-92.

Сенека - философские сочинения