Из словаря "Античные писатели"
Сенека

(Статья из книги: Античные писатели. Словарь. СПб. "Лань", 1999.)

СЕНЕКА, Луций Анней

(Философ);

Seneca, Lucius Annaeus,

ок. 4 г. до в. э. - 65 г. н. э., римский философ и трагик. Родился в Кордубе, в богатой семье всадников (эквитов), второй из трех сыновей Сенеки Ритора. В молодом возрасте прибыл в Рим, там получил хорошее грамматическое, риторическое и философское образование (в духе позднего стоицизма). Вероятно, чтобы поправить здоровье, а также для обучения, некоторое время находился в Египте. Возвратился в Рим в 31 или 82 г. н.э. Еще при Калигуле прославился как блестящий оратор и стилист. В 41 г. в. э., заподозренный в романе с сестрой умершего императора Калигулы Юлией Ливиллой, был приговорен императором Клавдием к изгнанию на Корсику. Там он оставался до 49 г. н. э., когда Агриппина настояла на возвращении С. и доверила ему воспитание своего сына Нерона. После вступления га престол семнадцатилетнего Нерона С. вместе с префектом претория Афранием Бурром фактически управлял государством на протяжении восьми лет. Но с течением лет положение С. становилось все сложнее, а преступления коронованного воспитанника бросали тень и ва его воспитателя, который пытался оправдать перед сенатом даже матереубийство. После смерти Бурра в 62 г. н. э. С., с разрешения Нерона, удалялся от двора. Остаток жизни он провел в своих имениях близ Рима и в Кампании, отдаваясь философии и литературному труду. В 65 г., по подозрению в участии в заговоре Пизона, по приказу императора совершил самоубийство, вскрыв себе вены. С. владел огромным богатством. По-видимому, был дважды женат, от первого брака имел двух детей. Его вторая жена Паулина хотела умереть вместе с мужем. Но по приказу Нерона ей перевязали вены. Взгляды С. сформировались в равной мере под влиянием учения стоиков и собственного житейского опыта. Ов не всегда мог соответствовать суровым требованиям своей школы. Собственная слабость заставляла его снисходительно относиться к слабостям других людей. Сохранившееся в неполном виде литературное наследие С. включало прозаические произведения н поэзию. Большая часть философских сочинений С. имеют форму киническон диатрибы. Материал излагался в форме замечаний и вопросов фиктивного собеседника. Во всех произведениях С. интересовала прежде всего этика. Собранные в 12 книгах сочинения С. по вопросам этики носят название Диалоги. В них находятся трактаты: О провидении (Аd Lucilium de providentia; 62-63 гг.), О стойкости мудрого (Ad Serenum de constantia sapientis), О гневе (Ad Novatum de ira: после 41 г.) в 3 книгах, О счастливой жизни (Ad Gallionem de vita beata; 58?), Об изучении философии (Аd Serenum de otio: сохранилось не полностью), О спокойствии духа (Ad Serenum de tranquillitate animi), О краткости жизни (Аd Paulinum de brevitate vitaе; ок. 50 г.) и три консоляции: к Марсии, дочери Кремуция Корда, на утрату единственного сына (Ad Marciam de consolationeе; 37-41 гг.), к Полибию, влиятельному вольноотпущеннику императора Клавдия, по поводу смерти брата (Аd Polybium de consolatione; 42-44 гг.), к собственной матери во время своего изгнания (Ad Helviam matrem de consolatione; 41-42 гг.). В этих сочинениях С. описывает идеал стоического мудреца; он предостерегает от потакания страстям, особенно гневу, объясняет, а чем состоит подлинное счастье, каково его отношение к богатству, к страданию н т. д., учит наилучшим образом пользоваться жизнью, указывая на важность состояния духа, покоя и, наконец, свободного времени, которое можно посвятить науке я литературному труду. Помимо Диалогов, сохранилось еще несколько произведений С., среди них трактат О благодеяниях (De beneficiis) в 7 книгах, посвященное Эбонию Либералу, имеющее принципиальное значение для истории античной этики. С. утверждает, что взаимные благодеяния составляют основу общественного порядка. Произведение О милосердии (De clementia: 85 / 56 гг.) в 3 квитах, сохранившихся частично, посвященное Нерону, должио было стать учебником добродетели, “зеркалом” для правителя, основная добродетель которого — милосердие, не имеющее тем не менее ничего общего со снисходительностью или жалостью. В Изысканиях о природе (Naturales quaestiones) в 7 книгах, посвященных Луцилию, С. описал небесные (caelestia) и земные (terrena) явления, а также явления в сфере, лежащей между ними (sublimia). Это несистематическое изложение, возможно даже, что первоначальный порядок книг был изменен. Сам С. не был естествоиспытателем, он излагал знания, почерпнутые у других авторов, в основном у Посидония. Но он интересовался природой, поскольку считал, что ее познание ведет к нравственному усовершенствованию, позволяя переступить через смерть. Здесь много экскурсов, отступлений и размышлений на этические темы. Сборник Нравственных писем к Луцилию (Epistulaе morales ad Lucilium: 62-64 гг.) в 20 книгах включает 124 письма. Эта корреспонденция создавалась, вероятно, с мыслью о публикации. Письма скорее напоминают диатрибы, в них часто поднимаются вопросы, о которых С. писал в других местах. С. напоминает другу о вреде аффектов, о необходимости жить в согласии с природой и работы над собой, о потребности во внутренней гармонии и преодолении страха смерти. Именно мысль о ее неизбежности должна помочь критически оценить блага мира и стать началом подлинной свободы. Счастье — в добродетели. С. советует избрать себе в качестве образца для подражания совершенного человека. Человеческая душа от природы стремится к добру, но на пути к достижению совершенства лежат объективные в субъективные препятствия. Жизнь есть борьба (vivere militare est) с судьбой и собственными изъянами. Письма являются наиболее зрелым и самостоятельным произведением С., плодом многолетних размышлений. Другие прозаические сочинения С. утрачены. С. был также автором единственной сохранившейся менипповой сатиры (см. Менипп из Гадары, Варрон) под названием Отыквление божественного Клавдия (Divi Claudii Apocilocyntosis; от гр. kolokynte — тыква, слово, образованное по образцу “апофеоза”; другое название: Сатирический апофеоз). Это произведение — язвительный пасквиль на умершего императора, возможно, литературная месть С. за годы изгнания. С. написал также 9 трагедий, основывающихся на греческих образцах: Безумный Геракл (Hercules furens), Троянки (Troades), Финикиянки (Phoenissae; пьеса сохранилась частично), Медея, Федра, Эдип, Агамемнон, Фиест, Геракл на Эте (Herculus Oetaeus). Под именем С. сохранилась трагедия Октавия, созданная уже после смерти философа. С. черпал сюжеты в основном у Еврипида (иногда — у Софокла, реже всего — у Эсхила) или из эллинистических трагедий. В какой степени на творчество С. повлияли римские трагики, установить трудно. Вопреки использованию образцов, С. выказал значительную самостоятельность, особенно в обрисовке характеров и представлении событий. По сравнению с классической греческой трагедией, композиция пьес упрощена. Предваренные прологами, в которых обычно характеризуется главный герой, они делятся на 5 актов, разделенных выходами хора. Песни хора часто отсылают к принципам стоической этики. Сильное влияние на трагедии оказала риторика, отсюда многочисленные речи, отодвигающие действие на задний план, чрезвычайно живописные, а порой излишне детализированные описания духовных и физических страданий, тенденция к созданию грозовой атмосферы. Отличительной чертой драм С. является пафос. Во много раз вернее, чем греческие образцы, описывает С. мотивы поступков своих героев, возможно, чтобы доказать, насколько пагубны аффекты. Он стремился при помощи примеров из мифологии показать необходимость овладения страстями, а также пробудить стремление к достижению внутреннего совершенства и добродетели, которые позволят господствовать над судьбой. Идеалом стоического мудреца в драмах С. является Геракл. В духе стоического гуманизма, автор высказывает множество мыслей о власти и правителе. Присутствуют также аллюзии на современное ему общество. Неясно, были ли драмы С. предназначены для постановки на сцене или только для чтения. Они стали образцом для ренессансной драмы и для творцов классической европейской трагедии: Шекспира, Корнеля, Расина. С. приписывают авторство 77 эпиграмм. В области языка С. предпочитал редкие слова, но он также придавал новую окраску повсеместно употребляемым словам. Его стиль, так называемая “серебряная латынь”, характеризует поворот от цицероновских периодов к более коротким предложениям, с частыми антитезами и сильной ритмизацией части предложений. Риторические фигуры и тропы часто выступают как в прозаических сочинениях, так и в драмах, столь же часто используется прием примера. Знаменательной чертой С. является многократное повторение одних и тех же мыслей в различной словесной и стилистической форме. У современников творчество С. столкнулось как с признанием, так и с критикой. Его стиль бранил Квинтилиан, хотя и иазывал С. “блестящим гонителем пороков” (egristius insectator vitiorum). Потомки почитали С. как моралисгаи “мученика философии”. Большое влияние он оказал на христианских авторов. Обилие сентенций в произведениях С. сделало их неисчерпаемым источником цитат.

Сенека - философские сочинения