МУДРЕЙШЕГО
ПСЕЛЛА СЛОВО НА
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ[1]
1. Бог поистине является Началом всех существ,
не как включенный в их состав и сочисляемый с ними,
но — как Сущий вне их порядка и почивающий выше
их; началом же божественных праздников и торжеств
является евангельское возвещение Деве и Матери Сло-
ва, бывшее Ей путем благовещения со стороны Ангела;
начало же оно не в том смысле, что оно менее со-
вершенно, чем прочие Тайны и знамения,— прочь сама
такая мысль! — но как во много раз более совершенное
и превосходящее не только те чудесные вещи, которые
заключаются в них, но и всякое слово и всякое как
естество, так и разумение. Потому что то, что зачатое
во чреве Слово имело родиться и, будучи рожденным,
имело быть явленным чудесными знамениями, это хотя
и превосходит всякое разумение и выше постижения
и наисовершеннейшего ума, однако природа могла се-
му следовать и более новые вещи были в соответствии
с более древними; но то, что Творец неба и всей
твари, видимой и невидимой, Которого все сотво-
ренное не может вместить, Который несравненным
величием превосходит все существующее, как духовное,
так и сущее, в границах чувственных восприятиий,
по сравнению с Которым величины гигантских тел,
если и это долженствует сказать, являются как бы
несуществующими и сходят на нет,— имеет вместиться
в девственном чреве и, не отступая от Своей безгра-
ничности и неким образом соразмериваясь с нормами
нашего тела, имеет стать как бы ограниченным Тот,
Кто — безграничен,— вот это какое ангельское, или
архангельское естество, или если бы был какой-либо
иной чин, превосходящий их и более близкий к Отцу
Света и непосредственно (protos) оттуда принима-
ющий просвещение и на основании сего простираю-
щийся к восприятию видений наивысших вещей,— бы-
ли бы в силах постигнуть это? — Возможно же, наско-
лько наши умственные силы, настолько и они уступают
перед лицом Превосходящего Света. Если же и для
них это чудо непостижимо и недоступно, то как же
может быть нам под силу это разуметь?!
2. Поскольку же следовало, чтобы человек во всем
обожился, то следовало, чтобы при совершении сего
чудеснейшего дела и начало его было соответствующим
сему. Для того Христос вочеловечился, чтобы человек,
в новом соединении с Ним, обожился. Но если вто-
рое[2] чудесно, то насколько более чудесно первое?[3]
Если восхождение (человека в это состояние) превы-
шает всякое суждение, то не выше ли всякого разумения
сошествие (Бога к человеку в Его Воплощении)?[4] По-
тому что, вот, в первом случае, смертное восходит на
небеса, а, во втором, Бог сошел с неба. И стал вместим
Невместимый, и соединился с одушевленной природой
Творец естества, и родился от Девы Неосязаемый
и Нематериальный, и приобщился плоти Тот, Кто, соб-
ственно говоря, не может именоваться даже «Бесплот-
ным», ни даже — «Светом», ни даже — «Жизнью», по-
тому что и самыми этими названиями Он именуется
только в виде сравнения и применительно к понима-
нию человека. Но какое слово подошло бы нам для
созерцания (постижения) Чуда? Какой же духовный
лик (хор) составим, или какой священный гимн воспоем,
или в каких духовных и словесных кимвалах принесем
Богу соответствующий хорал и выразим чувство радо-
сти в результате благих возвещений? Потому что если
в древности Израилем, после того как фараоново вой-
ско было потоплено волнами и все враждебные силы
затонули, были составлены лики, и зазвучали кимвалы,
и Мариам (сестра Моисея) возглавила хор и начала
песнь, и в восхвалении Бога за совершенное чудо был
сочинен чудесный гимн, то не насколько ли больше
мы, удостоенные большего и более возвышенного че-
ловеколюбия Божия должны восслать Ему в некотором
отношении соответствующий и от всех исходящий свя-
щенный гимн?
В те времена плотской фараон преследовал плот-
ской израильский народ, а в настоящее время ду-
ховный и еще более тиранический (фараон) вражду-
ет против нашего духа и преследует его, убегаюшего
в Иерусалим и по прошествии через воду[5] переселяю-
щегося в Вышний Град.[6] И там — столб огненный
и облако путеводили Израиля, в течение дня покрывая
(и скрывая от преследования врага), а в течение ночи
светя им (указывая и освещая им путь). А здесь, Самый
Первый и Сверхсущий Свет стал нам Вождем к пере-
селению, в котором мы переходим из чужбины на
Родину; и Сам Владыка шествует впереди всех наших
построений и ополчений, а насильник (диавол) преда-
ется пучине; и Дева Мария держит в руках божест-
венный тимпан, в то время как многие сущие вместе
с Ней девы воспевают песнь и ударяют в тимпаны;
под «девами» я разумею чистые души, следуя изречению
Пророка и Праотца (Давида).[7] И там — Египет был
местом наказания, а Иерусалим — местом наслаж-
дения; здесь же, поистине, земля — это темница, а не-
бо — обитель нашего обновившегося для новой жизни
естества.
3. Итак, сегодня мы, которые тяжко бедствовали
как изгнанники, возвращаемся из чужбины на собст-
венную Родину и переходим в Едем и возводимся
в Сион. О, какое чудо! Мы согрешили: затем были
наказаны, но, вот, снова удостоились даже еще больших
благ (чем имели прежде). Потеряли Рай, но, вот, по-
лучили небесный дворец. Пали на землю, но, вот, нам
обещано жительство на небе.[8] И что еще чудеснее:
благие возвещения не опережают радости, как это
бывает по человеческому обычаю,[9] но в то же самое
время и Ангел возвещает Деве, и возвещаемый им Бог
воплощается, и восприятое (Им человеческое естество)
обожается! О, какое новое слово! О, какое изобилие
милостей и безграничность чудес! Все сошлось вместе
друг с другом: глас (благовестящего) Архангела, Во-
площение Господне, обожение воспринятого Им тела,
соединение отстоявших друг от друг элементов, осво-
бождение людей, бывших под тиранией врага, и воз-
вращение изгнанников на Родину, примирение враж-
довавших сторон, и единое возвещение (заключавшееся
в Благовещении), и то краткое, заключавшее в себе
вместе и приветствие Богоматери с призывом радова-
ния, и все то, что произошло на основании сего, что
превышает и перечисление, и разумение, и сущность
чего заключается в том, что человек становится Богом,
а Бог — человеком; и сокровенная тайна становится
открытой при конце веков,[10] и пророчество приходит
к исполнению, и ожидаемое Искупление наступает.
Земля соединяется с небом, и облеченные в плоть[11]
смешиваются с (существами) духовными,[12] и бывшие
на расстоянии друг от друга чудесно сходятся воедино,
и Посредником между тем и другим, зачавшись (во
чреве Девы), становится Господь, соединивший с Бо-
жеством полную человеческую природу. И Гавриил
становится возвестителем благих вещей, и ему един-
ственному поверяется тайна; а остальные ангельские
чины, только в этом отношении уступающие ему в до-
стоинстве, не были посвящены в тайну (Воплощения
Христова). Потому что подобало обновление природы
ознаменовать божественными (небесными) существами.
4. И сходит Бог на землю, не разглашая весть
о Своем сошествии и не выставляя в более торже-
ственном свете Свое Пришествие; но сходит Он как
утренняя роса, лучше сказать, как дождь на руно,
дабы древнее чудо нашло свое разъяснение, когда со-
вершившаяся Тайна сделала символы ее достоверными.
И служитель чуда является вместе с тем и начало-
положником дела; и к Деве приходит девственник;
сущий по своей природе выше естества, он благове-
ствует Деве, сущей единого существа с нами; Деве —
и телом и духом, и посему намного более достойной
чести, чем сам Благовестник. Потому что чистота и не-
порочный образ мыслей ему свойственны по природе,
а для Нее девственность души была выше естества.
Иную добродетель я не привожу, а только эту, которую
все восхваляют и ставят выше иных добродетелей.
Потому что действительно непорочность тела является
корифеем прочих добродетелей. Но не только на осно-
вании сего я превозношу Матерь Господню и не то-
лько таковую девственность [13] приписываю Ей и на
основании ее именую Ее «Девой». Потому что хотя
Она для прочих девственниц является примером, но
лишь меньшей из причин для восхваления Ее являлось
бы то, что и многими было достигнуто.
5. Дева же была воистину ДЕВОЙ, потому что
и душевные помыслы Она сохранила непорочными,
и, как бы солнце, сообщила Своему телу духовные
благодати, более украшая его и осиявая, чем заимствуя
от него что-либо материального характера, что и ан-
гельское естество не могло бы удержать, если бы
сблизилось с материей. Пусть это будет позволено
сказать нам в виде предположения. Потому что только
Ее богоподобнейшая душа, как некий небесный Луч,
сияла оному непорочному телу и не столько заключа-
лась в нем, сколько его содержала в себе, и заключала
и направляла к большему озарению. Потому что ум
Ее держался Бога, поскольку ничего другого, что бы
владело Ее мыслями, в Ее душе не жило;[14] тело же
держалось ума, так что Она всецело жила в Боге. Она
настолько была исполнена божественной благодати,
что вся — вместе с телом — была свята, вся светла,
вся непорочна и, можно сказать, вся божественна.[15]
И, вот, Она обитала на земле и попирала сущий внизу
земной прах; от неприступной же Троицы — если дол-
женствует и это дерзновенно сказать — далеко не от-
ступала, будучи выше Серафимов, даже и прежде
Своего зачатия (Сына Божиего) видя Бога и неизре-
ченно в созерцаниях (в размышлениях о Нем) зачиная
Его (в Своем сердце), чревонося Его (в уме) и рождая
(доброделанием в жизни), как позднее и самым делом
это было Ей суждено.
Итак, если сие великое и высокое небо было осу-
ществлено, как это мыслится многим, из самого цвета
первых стихий, и поэтому оно — незыблемо и нетлен-
но, то (можно предположить), насколько больше Ее
тело было устроено из лучшего существа стихий и уго-
товано как священный храм для Ее души. Но что же
мне привести, чтобы явить Ее чистоту? — Для сравне-
ния мне не хватит прекрасного и в материальном,
и в духовном мире. Я стыжусь, сравнивая с Нею солн-
це (настолько духовный свет Ее превосходит сия-
ние оного). Я краснею, уподобляя Ей небо (настоль-
ко Она — пространнее и прекраснее его).[16] Если же
я взойду к понятию ангельского естества, то буду удов-
летворен, потому что этот вид сравнения уже имеет
характер премирного; но и тогда я не достигну дол-
жной меры. Потому что и они (Ангелы) как-то с трудом
вмешают в себе ясное (непосредственное) представле-
ние о Боге и по своей мере участвуют в просвещении
их, которое оттуда исходит; Она же в малой мере Ее
тела вместила в Себе всего Бога, Который и от
Отеческих недр не отступил, и в то же время пребыл
весь в Матери и Деве. И, вот, чудеснейшее проти-
воречие вещей: в чем Она уступает, я обнаружил,
а в чем превосходит — не нашел.
Конечно, Она уступает Сыну и Творцу; не превос-
ходит же никого по той причине, что вообще Она не
идет в сравнение ни с кем и ни с чем. Потому что
превосходство Ее величия не может быть уподоблено
или сравнено с какой-либо природой или естеством.
Она стала Матерью и при этом пребыла Девой. Слово
Божие прошло чрез Нее: вошло и вышло, и ключи
девства не нарушило, и печать осталась нерушимой.
Она — Вертоград (сад) заключенный и Источник запе-
чатленный.[17] Она — и Кивот святыни Господни,
и прозябший Жезл Христов, и священный Алтарь, как
завесой, девством сокровенный. Она — Гора усырен-
ная и тенистая. Она поистине — Небо, и даже боль-
шая, чем небо, и есть и именуется как вместившая
Невместимого и объявшая Необъятного. Она — Тема
Пророков, и начало, вместе же и конец пророчеств.
Посредством Нее Бог сошел к нам, а мы взошли к Не-
му. О, Лествице, восходящая до Неба и премирная!
О, единородная с нами; неприступная же и для самих
Ангелов: Лествице, Которою мы восходим на Небо,
дабы вместе с Нею наслаждаться счастьем у Высшего
Существа.[18]
6. Итак, поскольку ему было вверено слово (зна-
чение) Тайны, Гавриил, воистину, удивляется самому
неизреченному оному Сошествию и изумляется исто-
щанию Слова; ничуть не менее он восторгается и Де-
вой, и удивляется, и благоговеет перед Нею, как перед
Высшим Сушеством. Посему и в подобающем ему об-
разе, так сказать, приступает к Ней, и нет нужды ему
принимать измененную форму, солнцеобразную или
воздушную. Потому что Кого бы он имел нужду
привести в страх и у Кого вызвать трепет, как было
свойственно служебным Ангелам поступать в отноше-
нии тех, которым они являлись в древности, да и
в настоящее время являются, дабы у зрящего вызвали
страх и побудили выслушать их с уважением? Но как
слуга к Владычице, так в человеческом образе Архан-
гел приступает и предстоит пред Ней, сидящей,
и с долженствующим уважением передает Ей благую
весть: потому что: «Радуйся,— говорит он Ей,— Бла-
годатная. Господь с Тобою».[19] Заметь, с каким уваже-
нием он говорит, как и самый порядок его слов: сна-
чала сказав «Радуйся», он затем сразу же прибавляет:
«Благодатная»,— дабы этим явить и наступающую Ей
радость и обозначить предшествующую в Ней благо-
дать. Потому что Благодатной Она была издавна как
отдавшая Себя Богу и восприявшая сущее Свыше оза-
рение и благодать; радость же он Ей благовествует
как имеющую наступить позднее, как последствие Во-
площения Слова и того, что Она имеет стать Матерью
Первого Слова и Творца нашего естества. Слова же
«Господь с Тобою» относятся непосредственно к при-
зыву: «Радуйся», потому что то было как бы преди-
словием, а оные слова являют довод для сего.
«С Тобою Господь» — говорит он, не имея в виду
озарение, но — что самим существом Он вместится
в Твоем чреве. К этим словам он прибавляет: «Благо-
словенна Ты в женах» — наименование, сводящее на
нет прежнее проклятие (Евы), поскольку вместо Евы
вводится Дева, как вместо Адама — Бог. Итак, как
тогда за прослушанием (заповеди Божией в Раю) по-
следовало проклятие, так теперь с соблюдением за-
поведей сочеталось благословение. И вот, до Девы
пребывал сей род (человеческий) унаследовавшим Пра-
матернее проклятие. Но затем была воздвигнута Пло-
тина поперек течения, и Дева стала Твердыней, удер-
жавшей наводнение зол.[20] «Благословенна Ты в же-
нах» — как не вкусившая от Древа Познания (добра
и зла) и не преступившая заповедь Божию, но и Сама
обоженная (feofeisa) и обожившая (feosasa) челове-
ческий род.
7. Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его
и размышляла, что бы означало это его приветствие.
Она не подозревала, кто с Ней говорит, и в то же
время не устрашилась его вида, потому что — как мы
выше сказали — он Ей предстал скорее в челове-
ческом образе, чем ангельском (anfropikoteron),
и смиренно приступил к изложению благовещенных
вещей. Но Она, как действительно благоразумнейшая
и воистину рассудительная и во всем тщательнейшая,
удивляясь величию возвещения, смутилась от слов Ан-
гела. Потому что Она тут вспомнила Праматерь Еву;
приняла на ум оную трагедию; возвещенные Ей вещи
сличила с оной историей: потому что и там было об-
ращение и обещание лучшего состояния; и здесь —
новая благая весть и слово, которое еще и уши не
слышали, и ум не мог вместить. Поэтому Дева пребы-
вала в размышлении и не проявляла Себя; была осто-
рожной в отношении дара; возможно также, что вслед-
ствие неясности возвещенного Ей Она стала различно
толковать в Себе слова Ангела. Так, Ангел явил Ей,
что с Нею пребывает Бог и возвещает, что Он с пло-
тью вместится в Ее чрево; но это же могло быть
сказано и в виде образа и означать явление Ей Гос-
пода в смысле озарения Ее,[21] и только.
Но, вот, все устрояя, Ангел — в ответ на Ее нере-
шительность — сказал Ей: «Не бойся»; и затем чудесно
повел слово, говоря Ей, что Она обрела благодать
у Бога; отстраняя же сомнение в Ее мыслях, он воз-
вещает Ей, что Она зачнет во чреве; и, продолжая
свою речь, говорит Ей: «И родиши Сына, и наречеши
имя Ему Иисус»; и к этому прибавляет таковое: «Сей
будет велий, и Сын Вышняго наречется, и примет пре-
стол Давида, и воцарится в дому Иаковли, и царствию
Его не будет конца».[22] Весь догмат Таинства (Вопло-
щения Христова) Ангел начертал как бы на скрижалях:
с одной стороны, отсекая имеющую наступить позднее
пустую болтовню многих и, с другой стороны, сдер-
живая хулы бешенствующих против Таинства. Так что-
бы кто не стал учить, что тело для Сына Божиего
было сделано на небе, он возвещает зачатие Слова,
имеющее быть во чреве Матери; а чтобы кто-нибудь
не вообразил в Нем простого человека, он именует
Его «Великим» и возвещает, что Он — «Сын Вышняго»;
дабы же как бы поставить печать на пророческие
предсказания, он, подтверждая Его происхождение от
Давида, — «даст Ему», говорит, «Господь Бог престол
Давида, отца Его»; и чтобы показать, что и после со-
единения с человеческой природой, Он — единое Ли-
цо, и Он — вместе Бог и человек, он свидетельствует,
что царство Воплощенного будет бессмертным.
8. И вот, Ангел сказал это, освобождая Деву от
чувства боязни и объясняя Ей точный смысл Тайны;
Она же — поскольку вообще не была легко доверчивой
к неслыханным обещаниям — еше недоумевает отно-
сительно зачатия и испытывает сомнения в отноше-
нии рождения. Потому что еще не сбывшееся Она
еше не приняла на веру. Но поскольку действитель-
но рождению предшествует зачатие, а зачатию —
брак, то Она испытывает недоумение: как могут быть
результаты, когда еще не было предшествующих при-
чин. Потому что если брачные узы являются причиной
зачатия для женщин, то, недоумевая, Она вопрошает
Ангела: «Как Я зачну, не зная мужа?» Этот вопрос
заключает в себе нечто более глубокое и достойное
девственной чистоты, потому что слова: «Яко мужа не
знаю» — в Ее устах, можно сказать, обозначают не
плотское сожительство, а говорят о том, что для Нее,
жизнь Которой была в величайшей степени чистой, и
самая мысль о браке была чужда, как и тяготение к
мужескому полу.
Итак, это самое и почитая в Ней, явившийся Ангел
возвестил Ей: «Хотя вопрос о браке и не касался Тво-
его сердца»,[23] потому что Ты вся пребывала в Боге,
тем не менее Ты зачнешь. На основании иной причины,
причины более возвышенной и великой, Ты возымеешь
зачатие. Потому что «Дух Святый найдет на Тя», го-
ворит он, «и сила Вышняго осенит Тя». О, какая не-
изреченная совокупность! О, какой новый Брак и чу-
десное Зачатие! Потому что, поскольку Одно из Лиц
Божественной и Первоначальной Троицы совершило
Таинство: я говорю: — Единый Сын Единого Отца; —
то, как Отец, так и Дух, со Своей стороны, способ-
ствовали Ему в деле Его Сошествия: Дух Святый —
снисходя на Деву и освящая Ее природу, дабы она
еше более воссияла и явилась еше более светозарной
для приятия слова; Отец же — свыше осеняет Ее,
ограждая Ее от какого-либо злоумысла и в то же время
охраняя священный Храм и создавая для Сего Насла-
дительного Рая тень от зноя. Посему (Ангел) говорит:
«И Раждаемое свято, наречется Сын Божий". Потому
что не только восприявшее естество (т. е. Божественное
естество), но и воспринятое (т. е. человеческое есте-
ство) возьимеет наименование: «Божественное»; и та-
ким образом, две природы (во Христе) будут совместно
течь, у обоих же — одна Ипостась, именуемая вместе
Бог и Человек: БОГОЧЕЛОВЕК. Итак, То, что со-
ставлено из двух природ, по отдельности каждая, будет
именоваться «Сыном Божиим».
9. Дева же, насколько раньше сразу возъимела не-
решительность в отношении приветствия Ее и смути-
лась духом, настолько теперь, после того как Ангел
Ей все точно объяснил и напомнил Ей пророчества,
и открыл Ей Сошествие Слова, и возвестил Ей неиз-
глаголанное Зачатие и приготовление Ее к сему со
стороны Отца и Духа, и подтвердил (имеющее Ей быть
освящение, и вместе с тем ощущая божественную бла
голать в словах (Ангела),— со спокойной душою при-
нимает Благовещение и, как Служанка, подчиняет Себя
Владыке для совершения Таинства и представляет Себя
готовой к служению; о, если бы и Праматерь Ева
явила такую осторожность в отношении обещания,
исходящего от змия! Потому что если бы она иссле-
довала, кто это такой, кто ей говорит подобное и как,
будучи бессловесным зверем, он вещает ей челове-
ческим голосом; откуда же у него и знание о Боже-
ственности, и как, обладая таковым знанием, он при
первых же своих словах к ней заблуждается;[24] — если
бы Праматерь при этой странной беседе змия подвер-
гла исследованию все это, то, постыдившись, отступил
бы от нее змий, лучше же сказать: тот, кто чрез змия
изверг смертельный яд против Праматери. Итак, поэ-
тому вместо древних вещей внесены новые: вместо
змия — Ангел; вместо рождавшей в печалях — Дева,
пребывшая девой и после рождения; вместо Адама —
Христос; и все стало новое: зачатие, чревоношение,
рождение; и приток греха влился в благодать Божию
и поглотился ею; и смерть обратилась в поручитель-
ницу бессмертия.
Ты же, читатель,[25] прими мой дар сего времени
года, и почудись зачатию (Сына Божиего во чреве
Девы), и вместе с этим осуществи подобное же зачатие
и в себе самом: зачав (в сердце твоем) слово (или:
мысль), без боли породи его (в делах и поведении
твоей жизни). Но при этом исследуй это зачатие
и о благих обещаниях размысли с философским под-
ходом. Так, если эти возвещения истинны, прими их;
если же обольстительны, уклонись от них; и упражняй
чувства твоей души в умении осуществлять различие
между тем, что хуже, и тем, что лучше. Потому что
таким образом ты безупречно зачнешь Бога (в твоем
сердце), и воскормишь Его в уме, и родишь в надле-
жащее время, и не произойдет у тебя ошибки отно-
сительно благих возвещений, но ты будешь с рассуди-
тельностью обладать Словом, Которое станет обитать
в тебе,— Сам Христос, Господь наш, Которому слава
во веки веков. Аминь.[26]
***
ПРИМЕЧАНИЯ
Когда мы говорили о жизни и трудах Михаила Пселла, мы ука-
зали и на значительное число написанных им омилий и похвальных
слов, из которых только три были изданы.*
Мы публикуем его проповедь на Благовешение Пресвятой Бо-
городицы, которая была издана в сопровождении латинского пере-
вода Мнср. М. Жюжи. Как говорит ее издатель и с чем нельзя не
согласиться, эта проповедь не содержит оригинальных мыслей, но
написана в чисто классическом стиле и показывает, что Пселл —
мирской философ, поклонник учения Платона и приверженец ли-
тературной древности — также был знатоком и трудов Отцов Церкви
и мог соперничать с самыми блестящими богословами своего вре-
мени.**
Мы можем добавить, что эта проповедь Пселла — произведение,
написанное ученым-богословом и вместе с тем поэтом: оно заклю-
чает в себе и возвышенные богословские мысли, и внутреннюю кра-
соту речи, которой Пселл был мастером par excellence. Остается
только пожелать, чтобы и остальные проповеди и духовные произ-
ведения Пселла скорее увидели свет. потому что это был бы большой
вклад в сокровищницу православного Богословия.
* Именно: «Похвальное слово Св. Симеону Метафрасту», «О чуде
во Влахернах» и «Слово на Благовещение».
** Patrologia Orientalis. - Т. 16. Р. 515.
1. Ориг.: «Слово на Радование», т. е. на слова Архангела Гав-
риила, благовествовавшего Пресвятой Деве Марии: «Радуйся, Бла-
годатная» и т.д.
2. Второе: т. е.— обожение человека.
3. Воплощение Сына Божиего.
4. Текст в скобках здесь и в дальнейшем вносится нами для
большей ясности текста.
5. Т. е. чрез Таинство Крешения.
6. Т. е. в Небесный Иерусалим; город Иерусалим стоит на воз-
вышенности.
7. Пс. 67, 26.
8. Ориг.: «Приняли обещание высочайшего дома».
9. Т. е. сначала бывает объявление о чем-то радостном, а затем,
когда оно осушествится, тогда приходит и радость. Здесь же воз-
вещение и самое дело совершаются вместе.
10. Кол. 1, 26. Евр. 1. 1.
11. Ориг.: «чувственные».
12. Т. е. с ангельским миром.
13. Т. е. девственность дела.
14. Ориг.: «oydemias enoyses feotetos».
15. Ориг.: "Посчиталась богом — вместе с плотью», «богом во
пло-
ти».
16. Слова в скобках доданы нами как соответствующие тексту
у Пселла, но которые полезно внести для большей ясности смысла.
17. Песнь Песней, 4, 12.
18. Здесь мы несколько пополнили фразу, додав слова: "Лествице,
Которою мы восходим на Небо". Греческий текст здесь имеет какой-то
пропуск.
19. Лк. 1, 28.
20. Слово «наводнение» мы заимствовали из лат. пер. Греч. ориг.
скорее бы мог быть переведен, как «разлитие зол».
21. Свободный перевод фразы.
22. Лк. 1, 30-33.
23. Здесь, как и выше, мы немного отступили от оригинала, делая
перевод несколько более в общих понятиях.
24. Быт. 3, 1. Так, змий (искуситель) полагает, что Бог запретил
Праотцам вкушение от всех плодов, когда в действительности
запрещение относилось только к Древу познания добра и зла.
25. Слово «читатель», как и дальнейшие слова в скобках, мы внесли
от себя, дабы сказанное Пселлом представлялось более ясным.
26. Patrologia Orientalis. T.16. P. 517-525.
(Перевод с греческого и примечания архимандрита Амвросия, доктора Богословия)