ПРИМЕЧАНИЯ

В рукописях «Характеров» Феофраста сохранилось
«Предисловие» неизвестного автора, по-видимому, Ви-
зантийской эпохи. Некоторые «Характеры» (I, II, III,
VI, VIII, XXX) сопровождаются морализирующими
эпилогами, составленными также каким-то византийцем
(ср.: Theophraste. Caracteres. Traduct. par O. Na-
varre. Paris, 1920, стр. 9—10). Поэтому мы не вклю-
чаем «Предисловие» и эпилоги, как не принадлежащие
Феофрасту, в текст и даем их в примечаниях.

                            Предисловие

(1) Когда мне в прошлом уже приходилось раз-
мышлять над этим предметом, я нередко с удивлением
задавал себе вопрос (да, пожалуй, и впредь не пере-
стану удивляться): почему же это в нашей Элладе,
несмотря на одинаковый климат и одни и те же условия
воспитания для всех эллинов, существует такое раз-
личие в характерах людей. (2) Ведь уже с давних пор
я наблюдаю, Поликл, человеческую натуру: я прожил
99 лет, и мне пришлось общаться со многими людьми
самого разного характера. После того как я со всей
тщательностью сравнил людей добродетельных и пороч-
ных, я счел нужным описать, как те и другие ведут
себя в жизни. (3) Я представляю тебе различные типы
характеров, присущие этим людям, и расскажу, как они
управляют своими поступками. Полагаю, Поликл, что
сыновья мои благодаря этим заметкам (которые я им
завещаю) станут лучше и, найдя в них поучительные
примеры, захотят жить и общаться только с самыми
почтенными людьми, чтобы не быть ниже их. (4) Те-
перь я перейду к самой теме моих заметок, а ты со
вниманием послушай и реши, правильно ли то, что
я говорю. Сначала опишу людей, приверженных к иро-
нии, причем обойдусь без вступления и пространных
пояснений. (5) Начну с иронии и дам ее определение.
Затем опишу ироника, что он собой представляет и
как проявляет себя. Затем постараюсь также привести
в ясность согласно моему плану одно за другим и
остальные душевные свойства.

«Предисловие» написано в напыщенном и местами
наивном тоне, резко отличающемся от непринужденной
и безыскуственной стилистической манеры Феофраста.
Кроме того, в нем содержится несколько грубых про-
махов и оплошностей (например, о единообразии кли-
мата Эллады и об одинаковых условиях воспитания
в этой стране), невозможных для эпохи Феофраста.
Автор «Предисловия» сообщает о себе, что он прожил
99 лет, что также не соответствует возрасту Феофраста,
который, по Диогену Лаэртию (V, 2, 40), дожил до
85 лет. Кто такой Поликл, к которому обращено «Пре-
дисловие», неизвестно.

                                I. Ирония

1. По учению перипатетиков, «ирония — это при-
творство в сторону умаления» (Arist. EN, 1108а, 19:
prospoihsiV epi to elatton), т. е. качество, противополож-
ное бахвальству (alazoneia). Ироник действует не только
ради выгоды. Он подавляет свои собственные чувства —
ненависть, злорадство, негодование, отрицает свои дей-
ствия и намерения (4, 5) и разочаровывает ожидания
других (3, 4, 5). В другом месте «Этики к Никомаху»
(IV, 13, пер, Э. Л. Радлова) Аристотель говорит:
«Ироничные люди, умаляющие в своих речах, являют
характер более приятный, ибо ведь они ведут речь не
ради выгоды, а чтобы избежать напыщенности; они
особенно умаляют в себе все славное, как например
делал Сократ». Перипатетик Аристон считал иронию
заносчивостью (uperhfania), полагая, что мнимое само-
умаление ироника основано на высокомерии (ср.:
О. Ribbeck. Eiron. — Rheinisches Museum, XXXI,
стр. 395 сл.). Для него ироник — разновидность бахвала
(alazonoV eidoV: ibid.), а внешне он похож на льстеца
(kolax).
2. Ироник скрывает враждебность к своим недобро-
желателям. Он встречает клеветников с надменным
спокойствием и держит себя так же, когда ему прихо-
дится иметь дело с реальными противниками, например,
в общественной жизни. Уже О. Риббек высказал мне-
ние (Eiron, стр. 392 сл.), что Феофраст здесь имел
в виду поведение Сократа при, постановке комедии Ари-
стофана «Облака», на суде и по отношению к против-
никам-софистам. Ироник относится со спокойным без-
различием к чужому горю (3), люди обиженные оскорб-
лены таким его отношением, а он избегает открыто
стать на чью-либо сторону. Некоторые черты иронии
(например, недоступность для настойчивых посетителей)
напоминают высокомерного (ср. характ. XXIV, (2),
(11);  ср.:  Theophrasts  Charaktere,  Leipzig,  1897,
стр. 4 сл.).
3. О своих собственных делах ироник предпочитает
умалчивать, мнимая нерешительность — только маски-
ровка его намерений.
4. В подлиннике: eranizein 'приглашать к участию
в складчине'. Складчина (eranoV) — нечто вроде това-
рищества или кассы взаимопомощи. Члены таких това-
риществ (eranistai) вносили известные суммы и потом
получали из общей кассы ссуды, которые шли на раз-
ные торговые операции или на выкуп из плена, из
рабства и т.п. (ср.: RE, s. v. Eranos, стб. 324 сл.).
5. В тексте пропуск, который восполняют прибли-
зительно так: «... дает щедро, но при этом пригова-
ривает, что он, мол, не денежный человек». Ироник
не корыстолюбив.
6. В рукописях Феофраста далее идет следующий
византийский эпилог: «Такие вот языковые выверты
и двусмысленные фразы можно ожидать от ироника.
Характер его не прямой, а исполненный коварства.
Таких людей следует бояться пуще змей».

                                II. Льстивость

1. По определению Аристотеля (EN, II, 7, 1108а),
угодливый (areskoV) и льстец (kolax) — суррогат друга
(filoV). С другой стороны, лесть (kolakeia) и враждеб-
ность    (apecqeia)— крайность дружбы (EN, II, 3,
1221а, 7). Близким к характеру льстеца является угод-
ливый (см. характ. V). Льстец всегда действует из
корыстных побуждений, а угодливый льстит просто из
желания нравиться. По словам Аристотеля (EN, V,
1126Ь, 2), «угодливыми кажутся те, кто в обхождении
и в общении словами и поступками соглашаются со
всеми, хваля все ради удовольствия и ни в чем не воз-
ражая, но полагают, что нужно быть для всякого
встречного необременительным». В эпоху Феофраста
культурный и литературный тип льстеца (прихлеба-
теля) достиг высшего развития под воздействием при-
дворных нравов в Македонии и у диадохов. Афиняне
под властью Деметрия Полиоркета стали «льстецами
льстецов». К этому времени относится и знаменитая
комедия Менандра «Льстец» (Kolax), «где дан литера-
турный тип льстеца-прихлебателя» (ср.: Theophrasts
Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 12). В аттическом быту
тогда уже существовал институт постоянных «друзей»,
льстецов и нахлебников, называвшихся параситами; их
традиционно  приглашали  к  чужому  столу  (см.:
Б. Л. Галеркина. Типаж льстеца и болтуна. — Уче-
ные записки ЛГУ, Серия филол. наук, 1941, № 63,
в. 7, стр. 166).
2. Льстец показан сначала как спутник лица, перед
которым он пресмыкается и у которого, вероятно,
живет в качестве парасита (буквально «нахлебника»).
Прихлебатель в комедии носит большей частью те же
черты, однако не ставит себя на одну доску с «хо-
зяином».
3. Портики — крытые галереи с колоннами на город-
ском рынке в Афинах. Самая известная галерея — это
«Пестрый портик», расписанный знаменитым Полигно-
том и другими художниками. Под портиками, как и на
рынке, собирались городские сплетники и праздные
болтуны.
4. В подлиннике krokuV 'волокно', 'пушинка'. Отсюда
типичное занятие для параситов 'снимание пушинок'
(krokulegmoV) как знак подобострастия. Впоследствии
это выражение вошло в пословицу и встречается уже
у Аристофана (frg. 657; ср.: Suda, s. v.).
5. Выражение из аттической разговорной речи (ср.
Aristoph. Av., 767), можно приблизительно передать:
«Знатная порода сама за себя говорит».
6. В подлиннике epikrhpideV 'верхние старые сапоги',
которые надевались (как наши галоши) поверх сандалий.
7. На женском рынке в Афинах продавались раз-
личные товары для женщин (галантерея, парфюмерия
и украшения). Мужчины туда редко заходили.
8. Далее в рукописях Феофраста следует эпилог
византийского времени: «В общем, можно видеть, как
льстец говорит и делает все то, чем он думает угодить».

                                III. Пустословие

1. Феофраст строго различает пустослова (adoleschV),
болтуна (laloV) и вестовщика (logopoioV) (см. характ.
VII и VIII). Пустослов словоохотлив, назойлив, но
безобиден. Аристотель (EN, III, 13, 1117b, 33) говорит:
«Людей словоохотливых, любителей россказней и болту-
нов, целыми днями докучающих встречным, мы не счи-
таем наглецами (akolastouV)». Пустослов лишь нудно
твердит банальные истины или повторяет (с чужих слов)
никому не интересные новости. Болтун, напротив, во-
ображает, что все знает лучше всех, и уверен в своем
ораторском таланте. В самой неподходящей обстановке
он начинает нелепое словоизвержение, причем сам вос-
хищается собственным красноречием. Пустослов не мо-
жет остановиться, а болтун перебивает собеседника
вопросами, ища повод для дальнейшей болтовни.
2. Городские (en astei), или Великие, Дионисии -
афинский праздник в честь бога Диониса, введенный
Писистратом, справлялся в месяце элафеболионе (март—
апрель) в течение 5 дней (с 9 по 13 число). Это был
радостный и веселый праздник победы весны над зи-
мой, света над тьмой. В торжественной процессии пере-
носили древнюю статую бога Диониса в храм, стояв-
ший близ Академии. Впоследствии существенной частью
праздника стали театральные представления (дифирам-
бические и драматические состязания). В конце фев-
раля—начале марта зимние бури на море кончались
и открывалась навигация.
3. Дамипп — лицо неизвестное. Быть может, это тот
Дамипп, против которого выступил с (не дошедшей до
нас) речью знаменитый оратор Гиперид.
4. Элевсинские мистерии совершались в честь богинь
Деметры и Персефоны в месяце боэдромионе (вторая
половина сентября—первая половина октября) в тече-
ние 10—12 дней. В мистериях могли принимать участие
только посвященные (мисты), которые подвергались
перед посвящением обрядам «культового очищения»
(kaqarsiV). Посвященные в мистерии получали надежду
на счастливую жизнь после смерти. Факел в мисте-
риальном культе имел «очистительное» (катартическое)
значение. Быть может, Дамипп исполнял в элевсинских
таинствах почетную культовую должность факелоносца
(dadoucoV)  и в качестве такового поставил перед святи-
лищем Деметры и Коры (Персефоны) факел (ср.:
L. Deubner. Attische Feste. Berlin, 1966, стр. 78).
5. Одеон — здание, построенное Периклом в 445 г.
для массовых музыкальных представлений. Его квад-
ратный зал, покрытый тентом (размером 60х60 м),
был самым большим крытым помещением в классиче-
ской Греции (Plut. Pericl., 13). Одеон находился на
юго-западной стороне Акрополя и был разрушен еще
во время Митридатовой войны (I в. до н. э.).
6. Апатурии — общеионийский праздник в честь
Афины и Гефеста — справлялись в Афинах в течение
3 дней в месяце пианепсионе (вторая половина ок-
тября—первая половина ноября). Это был праздник
родовых союзов (фратрий), главным образом социаль-
ного и политического характера. Члены фратрии —
молодые мужья — приносили сообща жертвы Зевсу и
Афине и записывали своих жен и детей в списки фрат-
рий. Праздник сопровождался состязанием мальчиков
в декламации поэтических произведений.
7. Сельские (kat' agrouV), или Малые, Дионисии —
праздник в честь бога Диониса — справлялись в ме-
сяце посидеоне (декабрь—январь) отдельными аттиче-
скими домами (округами). Существенной частью празд-
ника  была  торжественная  фаллическая  процессия
(pomph). Это был веселый праздник деревенской моло-
дежи карнавального характера с песнями, плясками,
играми, насмешками, шутками и издевками над деревен-
скими властями. В празднике принимали участие даже
рабы (по своему характеру этот праздник родствен
святочному колядованию, описанному Гоголем в «Ночи
перед рождеством»).
8. В рукописях далее следует эпилог византийского
времени: «От подобных людей следует бежать сломя
голову, если хочешь избежать лихорадки. Нелегко ведь
переносить людей, которые не способны различать,
когда ты свободен и когда тебе недосуг».

                                IV. Неотесанность

1. Феофраст подчеркивает, что не всякая невоспи-
танность или необразованность (amaqia) есть неотесан-
ность, а только та, которая проявляется непристойным
образом (aschmwn). Неотесанный имеет некоторые об-
щие черты с бесстыдным (bdeluroV, характ. XI) и не-
чистоплотным (duscerhV характ. XIX), а также с на-
зойливым (ahdhV, характ. XX) и бестактным (akairoV
характ. XII). Бесстыдному свойственна непристойная
манера шутить (paidia eponeidistoV),  а нечистоплот-
ному — вызывающая отвращение телесная неопрятность
(aqerapeusia swmatoV luphV paraskeuastikh). От неснос-
ного и бестактного неотесанный отличается оттенком
своего непристойного поведения. Несносный раздражает
тупостью, а бестактный — неделикатностью, тогда как
глупость неотесанного (деревенщины) вызывает только
смех (ср.; О. Ribbec It. Abhandl. Konigl. Sachs. Ges.
d. Wiss., 1888, XXIII, стр. 1 сл.).
2. Кикеон (болтушка) — напиток, приготовлявшийся
из смеси вина, меда, муки и тимьяна (дикой мяты),
упоминается уже у Гомера (см.: II., XI, 624 сл., 0d.,
X, 234 сл.). Дикая мята (тимьян или чабрец)—
Thymbra capitata — придавала напитку острый, пряный
запах. Это было любимое питье аттических крестьян
(Aristoph. Pax, 1169).
3. Мирра — благовонное растительное масло, ввози-
лось в Афины с Востока и применялось как лекарство
и в парфюмерии. В народном собрании неотесанный
шокирует соседей городского воспитания, привыкших
душиться миррой, своими деревенскими манерами, по-
стоянным рыганием, а главное тем, что от него всегда
разит одуряющим запахом дикой мяты.
4. Ношение сапог большего размера (не по ноге) и
зычный голос — один из признаков неотесанного дере-
венщины (ср.: Cicer. de orat., III, 61, 227), так же как
и питье неразбавленного вина (9).
5. Текст испорчен.
6. Архий — быть может, фиктивное имя какого-то
торговца соленой рыбой. Богатые люди покупали све-
жую рыбу на рыбном рынке (ср.: Aristoph. Ran.,
1068), а бедняки довольствовались более дешевой соле-
ной (или вяленой) рыбой (ср.: Н. Blumner. Griech
Privataltert. Freiburg, 1882, стр. 227).
 
 

                                V. Угодливость

1. По Аристотелю (EN, XII, 1126b, 11), противо-
положностью угодливым (обходительным) являются
люди брюзгливые  (duscoloi) и сварливые (duserideV)
(о близости угодливого к льстецу см. выше, характ. II,
прим. 1).
2. В третейские судьи в Афинах тяжущиеся стороны
выбирали двоих судей, а третьего уже назначали эти
двое. Решение третейского суда не подлежало обжало-
ванию.
3. Дети и женщины обычно не ели вместе с гостями.
4. Собственно, 'мех'. Имеется в виду какая-то неиз-
вестная нам детская игра. Быть может, нечто вроде
«игры в пальцы», где нужно быстро угадать число
показанных пальцев.
5. Дальнейший текст этого характера (6—10) неко-
торые издатели (например, О. Наварр) переносят
в конец характ. XXI. Другие считают его концом особой
главы. Нам кажется, что для этого нет достаточных
оснований.
6. После походов Александра Македонского в Гре-
ции появилась египетская мода коротко стричь во-
лосы и брить бороду. Частая смена верхней одежды
и употребление парфюмерии (натирание благовонными
мазями) — также признаки тщеславия и желания нра-
виться.
7. Гимнасии — места для физических упражнений.
Это были комплексы спортивных сооружений с боль-
шим двором, беговой дорожкой, площадками и залами
для борьбы и других видов спорта, раздевальнями,
банями и пр. Эфебы — юноши, достигшие 18-летнего
возраста и обязанные в Афинах до 20 лет нести воен-
ную службу на границах.
8. В Афинах с V в. существовала коллегия
10 стратегов, высших должностных лиц, ведавших всеми
военными делами. Стратегам (как это следует из дан-
ного места Феофраста) полагались особые почетные
кресла на театральных представлениях.
9. Собаки лаконской породы (помесь лисицы и со-
баки), вроде наших шпицев, очень ценились для охоты
(ср.: Arist. НА, VIII, 607а, 3).
10. Гиметт — гора в Аттике (совр. Трело-Вуни,
Мавро-Вуни), славившаяся медом и месторождениями
мрамора.
11. Титир — короткохвостая обезьянка (или какая-то
птица). Обезьян держали состоятельные афиняне дома
для забавы. Голуби были священными птицами Афро-
диты. Их разводили для употребления в пищу и для
культовых целей (принесение в жертву).
12. Игральные кости из бабок ливийской газели
очень ценились в качестве сувениров и подарков друзьям
(ср.: Athen., V, 194а).
13. Фурийские лекифы — круглой формы с узкой
шейкой флаконы для духов и парфюмерии (благовоний).
Фурии — город в южной Италии (Великой Греции).
14. Лаконские   кривые   посохи — модные   палки
у афинской «золотой» молодежи, стремившейся во всем
подражать спартанским обычаям (ср.: Aristoph. Eccl.,
74; Plut. Nic., 19, 7).
15. Занавес (полог, aulaia) или ковер, отделявший
галерею с колоннами от двора перистиля.
16. Софисты — платные учителя философии и рито-
рики. Площадка — маленький усыпанный песком дво-
рик для кулачных бойцов и выступлений философов.
17. Палестры — школы физического воспитания моло-
дежи.

                                VI. Отчаянность

1. Отчаянность (aponoia), собственно, 'безрассудство',
'безумие', 'потеря рассудка' — нечто вроде нравствен-
ного недуга, который выражается скорее в потере чув-
ства приличия, чем рассудка. От этого своего недуга
отчаянный и совершает позорные поступки и заводит
постыдные речи, а не ради шутки, как бессовестный
(характ. XI), и не из корысти, как жадный (ха-
ракт. XXX). Он не знает стыда и неспособен здраво
рассуждать (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897,
стр. 51).
2. Кордак — комический танец с непристойными
телодвижениями.  Отплясывать  непристойный танец
в трезвом виде считалось у древних признаком бес-
тактности (ср. характ. XII, (13)), а выступать без
маски в непристойных шествиях (kwmoV) — пределом
бесстыдства (ср. Demosth. Or., 19, 287).
3. Представления фокусников происходили под от-
крытым небом. Продавец билетов (кассир) обходил
толпившийся народ и продавал входные билеты (sumbola).
Кассиру приходилось иногда вступать в перебранку
(и даже в драку) со зрителями, которые старались
пройти даром, задержаться на второй сеанс или при
выходе передать свои билеты знакомым. Должность
такого кассира считалась позорной.
4. Эти профессии считались недостойными свобод-
ного человека.
5. Рукописное чтение сомнительно, перевод дан по
общему смыслу.
6. Всенародные празднества (panhgureiV) сопрово-
ждались торжественными шествиями в честь богов и
обычно привлекали огромные толпы народа.
7. Здесь имеется в виду «самоотвод под присягой»,
т. е. отказ от общественной повинности по болезни или
по какой-либо другой уважительной причине.
8. «Еж» — запечатанный сосуд с документами, под-
лежащими оглашению на заседании суда.
9. Далее в рукописях следует византийский эпилог
такого содержания: «Неприятны люди с бойким на
ругань языком, которые так надрываются от крика,
что им вторят рынок и лавки».

                                VII. Болтливость

В группе болтунов Феофраст различает четыре
разновидности: пустослов (характ. III) — глупый; бол-
тун (характ. VII)— краснобай; вестовщик, собиратель
новостей и сплетен (характ. VIII); злоязычный (ха-
ракт. XXVIII). Болтун — это человек тщеславный и
самодовольный, он напористее пустослова, назойлив,
бестактен и надоедлив, так что люди принуждены спа-
саться от него бегством (ср.: Б. Л. Галеркина.
Типаж льстеца и   болтуна, — Ученые записки ЛГУ,
Серия филол. наук, 1941, № 63, в. 7, стр. 167).

1. Начальные школы в Афинах существовали уже
с VI в. В них обучались (только мальчики) гимнастике,
элементам музыки, чтению, письму и счету.
2. См. характ. V, прим. 17.
3. Текст испорчен. Аристофонт — афинский архонт
330 г. до н. э. (Архонт — высшее должностное лицо,
именем которого обозначался год). В его архонтство со-
стоялось «знаменитое состязание ораторов» — Демосфена
и Эсхина — процесс «О венце», в котором победителем
вышел Демосфен, произнесший свою замечательную речь
«О венце». Далее текст испорчен: неясно, о какой битве
идет речь. Быть может, о знаменитом сражении при
Эгос-Потамой (закончившем Пелопоннесскую войну)
или о битве Антипатра с лакедемонянами в 330 г.
4. В подлиннике (en ugrw) 'язык у него (плавает)
в воде'.

                                VIII. Вестовщичество

1. В этом характере дана замечательная жанровая
картина из быта Афин после смерти Александра в на-
чале эпохи диадохов. Неспокойные времена, быстрое
возвышение и стремительное падение властителей при
исключительном любопытстве и страсти к политике
афинских обывателей вызвали к жизни множество по-
добных вестовщиков, сочинителей сплетен и слухов
о «сильных мира сего». Быть может, Феофраст имел
здесь в виду даже определенные личности и обстоя-
тельства (нам неизвестные). Возможно, что ложные
слухи о пленении Кассандра в самом деле тогда рас-
пространялись в Афинах. Вестовщик — демократ, поли-
тический противник правящей олигархической партии.
Он пускает ложный слух о пленении Кассандра и рас-
пространяет по всему городу столь неприятную для
властей новость. Он подходит к приятелю (который,
очевидно, также сочувствует демократам), но не сразу
выкладывает свои новости, делая вид, будто всем они
давно уже известны. Только когда собеседник при-
знается в своем неведении, вестовщик начинает зада-
вать ему вопросы шепотом, с многозначительным видом
и намеками, понятными собеседнику (ср.: Theophrasts
Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 65 сл.).
2. В подлиннике: katabalwn to hqoV: малопонятное
выражение «изменив свой характер».
3. Имя солдата, вероятно, пропало.
4. Астий и Ликон — часто встречающиеся в Афи-
нах имена. По-видимому, какие-то личности, никому не
известные, и поэтому проверить у них правильность
слухов, конечно, невозможно.
5. Полиперхон — друг Антипатра (полководца Але-
ксандра и впоследствии регента), назначенный им
в 319 г. наследником и правителем Македонии. Воевал
с Кассандром, сыном Антипатра, в течение 10 лет
(319—309). Трудно сказать, какой царь здесь имеется
в виду, так как в этот период было три номиналь-
ных царя в Македонии: Александр IV (сын Але-
ксандра и Роксаны), Геракл (сын Александра и Бар-
сины) и Филипп-Арридей (323—317). Большинство
исследователей считает, что упомянутый царь — Филипп-
Арридей.
6. Кассандр, сын Антипатра, после смерти отца
(319 г.) бежал из Македонии и вскоре заключил
с другими диадохами (Птолемеем, Антигоном и Лиси-
махом) союз против Полиперхона. При поддержке этих
диадохов Кассандр собрал сильный флот и большую
армию и уже в этом 319 г. мог угрожать Полиперхону.
Соперничающие   диадохи — полководцы   Александра
старались привлечь на свою сторону борющиеся партии
в греческих городах. Так, одни из них (как Кассандр)
поддерживали в Афинах олигархов, другие (как Поли-
перхон) — демократов. Поэтому поражение Кассайдра
неизбежно повлекло бы за собой падение олигархиче-
ского правительства в Афинах.
7. Далее, по-видимому, пропуск в рукописях.
8. В рукописи следует вставка — рассуждение ка-
кого-то византийца: «Поражают меня такие люди.
С чего бы это им сочинять такие слухи? Ведь они
не только лгут, но лгут даже без всякой пользы.
Бывало, у иных даже похищали плащи, когда они соби-
рали вокруг себя толпу зевак в банях. Других же,
когда под Портиком они одерживали немало побед, за-
очно осуждали в суде. Третьи в словесных штурмах
брали даже города и пропускали свой обед. Очень
жалкое, по правде сказать, занятие у этих людей.
В каком бы портике и лавке, в какой бы части рынка
они ни проводили весь день, всюду они выводят из
терпенья своих слушателей. Так они досаждают им
своими выдумками!».

                                IX. Бессовестность

Бессовестный   (в  подлиннике anaiscuntoV) — соб-
ственно, бесстыжий (человек без стыда и совести).
По Аристотелю (Rhet., II, 6, 1383 в, 16), «бесстыд-
ство — это в некотором смысле презрение и равнодушие
[к страданиям.,. по поводу зол, влекущих за собой
бесчестие]» (иначе: пренебрежение доброй славой).
У Феофраста бессовестность соединяется с корыстолю-
бием. Впоследствии бесстыдник стал типом наглого по-
прошайки (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897,
стр. 77). Основное его свойство — наглый цинизм.

1. Здесь очевидный пропуск в рукописном тексте.
2. Для того чтобы самому не угощать друзей жерт-
венным мясом, как это было принято после жертво-
приношения.
3. Тибий — обычное в Аттике имя рабов пафлагон-
ского и фригийского происхождения. По афинскому
обычаю, раб сопровождал господина при всех его вы-
ходах. Слова «говоря во всеуслышание» — намек на то,
что бессовестный только напоказ угощает своего раба,
в действительности же это угощение раб должен при-
носить домой.
4. В афинском театре Диониса места для зрителей
5ыли высечены в скале с углублением для ног в рас-
счете только на одного человека (так что двоим нельзя
эыло уместиться на одном месте).
5. Банщик (с помощником) обычно сам черпал горя-
чую воду из котла для моющихся, чтобы ее хватило
нa всех. Банщик получал плату за услуги около 2 обо-
лов (обол — мелкая монета около 4 коп. на наши
деньги) (ср.: Н. Bilimner. Griech. Privataltert. Frei-
burg, 1882, стр. 212).

                                X. Крохоборство

1. Среди трех характеров скупцов у Феофраста
(характ. X, XXII, XXX) самый типичный—это
мелочно скупой (крохобор). Этот характер вошел
в античную и мировую литературу и стал литературным
типом начиная с аристофановского «Богатства» и коме-
дии Менандра вплоть до мольеровского Гарпагона и
гоголевского Плюшкина.
2. Проценты в античной Греции взимались ежемесячно.
3. Здесь идет речь о культовом союзе почитателей
Артемиды, устраивавших на праздниках в честь этой
богини угощение в складчину.
4. На втором этаже двухэтажного греческого дома
(где жили женщины) пол был обычно дощатый (ta kalummata).
В первых же этажах полы были каменные.
5. Такая мелочная скаредность является прямой
противоположностью широкой щедрости (eleuqeriothV)
какого-нибудь Кимона или Перикла (ср.: Plut. Сi-
mon, X).
6. Всякая трата денег для крохобора — горе. Поэтому
он на рынке только приценяется к товарам, но никогда
ничего не покупает.
7. Душица,   или   ориган   (майоран),— душистое
растение.
8. Венки — молитвенные гирлянды из лавровых или
масличных ветвей, иногда обвитых белой шерстью.
9. Бедняки приносили в жертву богам лепешки из
муки с медом.
10. Крохобор старается ничего не тратить на одежду.
11. Лекиф (см. характ. V, прим. 13)— здесь флакон
для духов.
12. Сукновалы не только изготовляли новый мате-
риал для одежды, но и подновляли и чистили старые
плащи.

                                XI. Бесстыдство

1. Схолиаст (древний комментатор) комедии Аристо-
фана «Облака» (ст. 445) дает такое определение греч.
слова bdeluroV (которое мы передаем как 'бесстыдник'):
«. . . так называли развратного, вызывающего отвращение
или низкого человека». Вместе с тем основной чертой
этого характера являются «непристойные, шутовские
выходки» (paidia eponeidistoV). Бесстыдник намеренно
ведет себя непристойно с целью подшутить и этим
отличается от неотесанного (характ. IV), нарушающего
благопристойность   неумышленно,   бестактного   (ха-
ракт.   XII) — по   неловкости   и   несносного   (ха-
ракт. XX) — по бесцеремонности. Бесстыдник сам поку-
пает съестное на рынке, как и скряга (характ. XXII),
но делает это не из скупости, а назло знакомым;
встречая знакомого на рынке, он нарочно окликает его
и заговаривает с ним, чтобы сделать неприятность и
привести в смущение перед другими: ведь людям стыдно
даже показать свое знакомство с подобным человеком
(ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 92—93).
2. Буквально: «когда рынок наполняется народом»,
т. е. между 9 и 12 часами утра.

                                XII. Бестактность

1. Греч. akairia, собственно, 'несвоевременность', 'не-
уместность'. В противоположность бесстыдному бес-
тактный действует не по злому умыслу, но всегда
невпопад и не вовремя.
2. См. характ. VI, прим. 2.

                                XIII. Суетливость

1. Суетливый обнаруживает «усердие не по разуму»,
бестактный же, наоборот, — от неуклюжей неловкости:
он способен на медвежьи услуги; угодливый смешон,
а несносный невыносим в своей наивности.
2. Надпись на могильном памятнике слишком длин-
ная и потому производит комическое впечатление (для
свободной женщины достаточно упоминания имени ее
отца или мужа). Кроме того, выражение «все это были
люди добрые» может относиться только к покойникам
(ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 106).
3. Эта оговорка подрывает доверие к его клятве,
что также звучит комически.

                                XIV. Тупоумие

1. Этот характер соединяет в себе черты тупоумия
(4, 7, 8, 10, 13) с рассеянностью (2,3,6, 11). В под-
линнике  anaisqhsia 'бесчувственность', 'тупоумие', 'рас-
сеянность', переносно 'отсутствие  чуткости, такта'.
По Аристотелю (EN, II, 7, 1107b, 4), правильная
норма поведения по отношению к удовольствиям (rfiu4ii)
и горестям (lupai)• — это скромность, воздержанность,
умеренность (swfrosunh). Крайность в сторону превыше-
ния нормы - распущенность (akolasia), a в сторону пре-
уменьшения — . Классическим примером уче-
ной рассеянности и слабоумия является император Клав-
дий, который, по рассказу Светония (Claud. 39), выйдя
к обеду после убийства Мессалины, спросил: «По-
чему же госпожа не пришла?».
2. Счетные камешки располагались на счетной доске
(абака) — нечто вроде наших конторских счетов. На
абаке были начерчены линии, отделявшие поля для
цифровых единиц различного порядка. Такие абаки и
счетные камешки сохранились до нашего времени.
3. Непонятно, в чем тут тупоумие; приходится пред-
положить пропуск в тексте.
4. Далее пропуск: рукописный текст безнадежно
испорчен.
5. Ворота Могильных памятников (от hrion 'курган',
'могильный памятник'), которые вели к кладбищу, на-
ходились в восточной части Афин.

                                XV. Грубость

1. По Аристотелю (EN, III, 7, 1233b), грубость
(auqadeia) — качество, противостоящее, с одной стороны,
угодливости    (areskeia),   с   другой — высокомерию
(semnothV). Хотя, согласно определению, грубиян выска-
зывает свою резкость (' aphneia) только на словах, а не
в действиях, однако в (9), (10) дело идет о поступках
(а не словах). Поэтому некоторые издатели вставляют
в определение: «. . . и в поступках».
2. Грубиян выставляет себя хуже, чем он есть на
самом деле. Эта черта его характера ясно выступает
в (7). Особый случай грубости — это неуместное недо-
вольство ворчуна (брюзги) (см. характ. XVII).
3. В обществе грубиян невыносим: он не желает
принимать участия ни в каких развлечениях.
4. Текст в конце, видимо, сокращен.

                                XVI. Суеверие

1. Греческий термин deisidaimonia (который мы
передаем как 'суеверие') означает, собственно, 'бого-
боязнь', т. е. страх перед божеством (daimwn), если оно
вторгается в человеческую жизнь (ср.: Arist. Polit.,
1314Ь, 38 сл.). Суеверный (deisidaimwn) почитает боже-
ственную силу (демонов) не "разумно", но из страха
перед ними, прибегая при этом к недостойным разум-
ного человека действиям. Благоговейный страх перед
божеством часто вырождается от людской глупости
в преувеличенное соблюдение ритуальных предписаний,
очистительных и отвращающих злых демонов действий.
Столкнувшись с римлянами, греки ощущали римскую
религию как нелепое суеверие (ср.: Polyb. Hist., VI, 56).
Грекам казалась странной и нелепой важность, прида-
ваемая римлянами точному выполнению всяческих куль-
товых действий, приметам, знамениям, предзнаменова-
ниям. В свою очередь самим римлянам впоследствии
представлялись нелепым суеверием иудейские обряды,
соблюдение субботы, обрезание и другие мелочные ри-
туальные предписания. Для суеверного прежде всего ха-
рактерно то, что он страшится демонов. Богов же, напри-
мер Афину, он не боится (8), но призывает на помощь
против злых демонов. Все действия суеверного имеют
целью либо «очищение», либо «отвращение» зла (катар-
тические и апотропеические действия).
2. Текст испорчен. Принимаем чтение Л. Дейбнера
и О. Наварра: epi Cown ('в день праздника Кувши-
нов'). Праздник Кувшинов (или кружек) — второй,
самый важный день весеннего праздника Анфестерий —
справлялся в 12-й день месяца анфестериона (февраль—
март) и был посвящен хтоническим демонам (подземным
силам) и поминовению усопших. День этот считался
несчастливым и «тяжелым» для всяких начинаний
(miara hmera). Впоследствии в этот день происходили
состязания в питье молодого вина, причем каждый
участник праздника имел свою кружку (вместимостью
около 3 л). От этих кружек (кувшинов) и получил
свое название второй день праздника. Несмотря на
веселые попойки, суеверные люди считали этот день
несчастным.
3. Омовение рук и окропление себя «святой» водой —
очистительные (катартические) действия для «очищения»
от «скверны» при соприкосновении с покойником.
Ритуальные «очищения», по верованию древних, были
необходимы: 1) перед началом культового действия;
2) после соприкосновения с «нечистыми» явлениями
(рождение и смерть), «нечистыми» предметами, живот-
ными или после произнесения «нечистых» слов; 3) после
совершения какого-нибудь преступления или святотат-
ства. Средствами очищения служили огонь, вода (осо-
бенно морская), кровь жертвенного животного. Земля
и растения (лавр, мирт, чеснок, морской лук, чемерица,
фиги и др.) также оказывали «очистительное» действие:
они поглощали «скверну».
4. Кроме «очистительной» силы, по верованию древ-
них, лавр играл еще роль «оберега», т. е, обладал спо-
собностью отвращать злых демонов, приносящих людям
беду и несчастье.
5. Ласку в древности держали в доме вместо до-
машней кошки, которая была завезена в Грецию лишь
в эллинистическое время из Египта (ср.: Н. Вlumner.
Griech. Privataltert. Freiburg, 1882, стр. 118, прим. 1—2).
Если кошка перебежит дорогу, суеверные люди и в но-
вое время считали это дурной приметой.
6. Против «дурного», колдовского действия ласки
суеверный тотчас же принимает свои магические контр-
меры: он ждет, пока кто-нибудь другой не перейдет
дороги и тем «снимет» колдовские чары, или же сам
уничтожает их магическим действием перекидывания
через дорогу трех камешков (священное число).
7. Суеверный (так же как и поздно взявшийся за
учение, характ. XXVII) принадлежит к числу мистов
(посвященных в таинства) Сабазия. Сабазий — фри-
гийско-фракийское божество (отождествленное впослед-
ствии с Дионисом-Загреем или даже с Зевсом). Культ
Сабазия проник в Аттику в V в. до н.э. Частные
общества поклонников Сабазия в IV в. были уже ши-
роко распространены в Афинах, как показывает зна-
менитая речь Демосфена «О венце». В культе Сабазия
большую роль играли «очищения» и змея, в образе
которой почитали самого бога. Парей — красновато-
коричневого  цвета  неядовитая  змея,  посвященная
Асклепию (см.: М. P. Nilsson. Griech. Relig., II.
Munchen, 1955, стр. 634).
8. Священная змея была, по-видимому, опасной (ср.:
Arist. НА, VIII, 29, 607а, 30 сл.). Чтобы умилости-
вить змею — воплощение героя, суеверный посвящает
часовню герою.
9. Камни на перекрестках — остатки древнего культа
фетишей.
10. По-видимому, здесь речь идет о толкователе снов
и знамений, члене государственной коллегии толкова-
телей таинств и ритуальных обычаев. Этого важного
государственного чиновника (принадлежавшего к ста-
ринному роду Евмолпидов) и беспокоит суеверный
своими пустяками.
11. Геката — первоначально древнее карийское боже-
ство. С V в. до н.э. Геката становится богиней при-
зраков, ночных кошмаров, волшебства и заклинаний.
В эпоху Феофраста Геката — властительница ведьм,
фантастический ночной злой демон, наводивший чары
на людей.
12. Крик совы — дурное предзнаменование, а полет
этой птицы, напротив, предвещал счастье. Суеверный
призывает Афину как спасительницу от наваждений
Гекаты.
13. Роженица считалась «нечистой» до 40-го дня
после родов (ср.: Е. Rohde. Psyche.4 Leipzig, 1907, II,
стр. 72, прим. 1 ). Суеверный опасается, что «скверна»
(miasma) перейдет на него от покойника или роженицы.
14. Эти дни считались несчастливыми (miarai hmerai).
Четвертый день месяца был посвящен Афродите и
Гермесу. Миртовые ветви, ладан, жертвенные лепешки —
средства умилостивления разгневанных богов и демонов.
15. Под Гермафродитами имеется в виду, по-види-
мому, герма — четырехгранная колонка с головой Афро-
дита (ср.: W. Н. Roscher. Mythol. Lex., s. v. Herma-
phroditos, стб. 2315). Афродит — сын Гермеса и Афро-
диты — кипрское двуполое божество, культ которого
появился в Афинах в V в, до н.э. По другим объяс-
нениям, эти гермы, быть может, изображали мать и
отца хозяина дома (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig,
1897, стр. 129).
16. Имеется в виду зловещий сон, после которого
полагались очищения, жертвоприношение и молитвы
(ср.: Aristoph. Ran., 1340).
17. Под таинствами (или мистериями), по-видимому,
надо подразумевать здесь таинства Сабазия (см. выше,
прим. 7).
18. В начале каждого месяца полагалось производить
новые «очищения».
19. Орфеотелесты — бродячие жрецы, последователи
секты мифического Орфея. Они объявляли верующим
изречения оракулов о загробной участи человеческой
души, продавали книги мифических пророков Дионисовой
религии Орфея и Мусея, предлагали посвящение в oрфи-
ческие таинства, обещая за это загробное блаженство
(ср.: Е. Rohde. Psyche.4 Leipzig, 1907, стр. 110 сл.).
20. Умопомешательство суеверный приписывает «на-
важдению» духа убитого человека (alastwr). Плевание
также отвращало злого духа.

                                XVII. Ворчливость

1. Греческий термин memyimoiria означает недоволь-
ство своей участью.
2. Относительно обычая посылать приятелям домой
«гостинцы» после званой пирушки см. характ. XV (5).
3. По афинским законам истец или ответчик на суде
должен был сам выступать с речью. Обычно составле-
ние речи поручалось опытному юристу, составителю
речей (так называемому логографу).
4. Беспроцентный заем, так называемый eranoV.

                                XVIII. Недоверчивость

1. В спальне у греков обычно стоял запирающийся
сундук с деньгами и драгоценностями (ср.: Lys, 12,
10 сл.). Шкаф с серебряной посудой — в рукописях
kulioucion, слово помимо этого места не встречаю-
щееся. Для объяснения этого слова предложены раз-
личные поправки, но общий смысл не вызывает со-
мнений.
2. Греки обычно спали без одежды (так, в «Одис-
сее», I, 437, Телемах перед отходом ко сну снимает
хитон).

                                XIX. Нечистоплотность

1. Lepra   graecorum — болезнь,   распространенная
в древности по всему Средиземноморью. Ее следует
отличать от Lepra arabum, т. е. elephantiasis. Лепра и
лишай (alfoV), упомянутый наряду с лепрой, а также
черные ногти рассматриваются здесь как болезни, воз-
никающие вследствие неопрятности. Такое же представ-
ление о болезненных последствиях неопрятности отра-
жено в медицинском сочинении Цельса (V, 28, 19).
2. Повреждения (раны и нарывы) в местах, пора-
женных лепрой, нечувствительны, и больной их запу-
скает, так что они переходят в язвы (нарывы). Ушибы
(prosptaismata) — ранения на пальцах рук и ног.
3. Текст испорчен. Рукописное чтение: sfuzesqai
'биться' (о пульсе), 'терзаться, сильно страдать' — не
дает удовлетворительного смысла. Дальнейший текст
(до конца) явно не принадлежит этому характеру.

                                XX. Назойливость

1. Этот характер объединяет различные черты дру-
гих характеров. Назойливый — это бестактный невежа
и грубый эгоист, поступки которого коренятся в гру-
бости его душевного склада. Он совершенно не считается
с другими людьми, ему безразлично, беспокоит ли он
кого-нибудь.
2. Сцена разыгрывается на пирушке, куда пригла-
шен назойливый. Совершенно не обращая внимания на
любезное угощение хозяина и на гостей, он начинает
хвастаться своим домом, огородом и т. д.
3. Прихлебатели (параситы) играли роль шутов на
званых обедах у богачей (см. характ. II), забавляя
гостей смешными выходками. Не довольствуясь этим,
назойливый бесцеремонно предлагает гостям и более
вольные развлечения.

                                XXI. Тщеславие

1. Греч. mikrofilotimoV, собственно, 'мелко тщеслав-
ный'. Этот ограниченный, напыщенный человек смешон
потому, что стремится во что бы то ни стало воз-
выситься над своим ничтожеством.
2. Т. е. самое почетное место.
3. Стрижка волос у юношей и посвящение их Апол-
лону в Дельфах при переходе к возмужалости — древ-
ний обряд «инициации» — в эпоху Феофраста уже вы-
шел из употребления. В один из дней праздника Апа-
турий (см. характ. III, прим. 6) приносили «жертву
пострижения» и юноши вступали в «братство» (fratria).
День  этот  назывался  «праздником  пострижения»
(kourewtiV) и был посвящен Аполлону «Отцовскому»
(аттические знатные роды считали своим предком Апол-
лона). Тем более почетным считалось принести в дар
свои волосы самому Аполлону в его храме в Дельфах
(ср.: U. v. Wilamovitz-Moellendorff. Griech.
Lesebuch, II. Eriauterungen. 2. Hlb. Berlin, 1902,
стр. 190).
4. Т. е. негр.
5. Галку и ворона в древности держали как домаш-
них птиц в клетках. Птичка с таким щитом на крыле
изображена на одном аттическом (краснофигурном) гли-
няном кувшине (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig.
1897, стр. 168).
6. Мелитская комнатная собачка вроде нашей бо-
лонки. Эта порода собак когда-то была вывезена
с о. Мелиты (современная Мальта). Могильные плиты
с именами собак и лошадей сохранились до нашего
времени.
7. Асклепий — первоначально герой (искусный врач
в греческом стане под Троей), а потом бог. В Афинах
культ Асклепия был очень распространен и существо-
вал даже особый праздник в его честь (Асклепии).
Знаменитый храм Асклепия находился в Эпидавре
(в Арголиде) — главный центр культа Асклепия.
8. В благодарность за исцеление приносили по обету
в храм Асклепия посвятительные дары из золота и
серебра. Тщеславный приносит в дар богу медный палец
да еще украшает этот незначительный предмет цветами.
что производит комическое впечатление.
9. Пританы — члены коллегии из 50 человек, испол-
нительный комитет афинской республики, управлявший
делами совета пятисот и народного собрания. Пританы
выбирались по 5 человек от каждой афинской филы,
которая в течение 1/10 года председательствовала в со-
вете и в народном собрании. Они заседали в здании
совета, примыкавшем к храму Великой Матери. Здесь
речь идет о чисто формальной церемонии объявления
пританами народному собранию исхода жертвоприно-
шения. Тщеславный придает этой обыденной, незначи-
тельной церемонии исключительно важное значение.
10. Великая Матерь или Матерь богов (вероятно,
Деметра) впоследствии отождествлялась с малоазий-
ской Кибелой. В честь этой богини справлялся особый
праздник — Галаксии, по-видимому, в месяце элафебо-
лионе (март—апрель). В этот день полагалось есть
ритуальное кушанье — кашу из ячменной муки на мо-
локе, которая называлась galaxia, откуда и название
праздника (см.; L. Deubner. Attische Feste. Berlin.
1966, стр. 216).

                                XXII. Скаредность

1. Греч.   aneleuqeria 'неблагородство', т.е. отсут-
ствие качеств, присущих eleuqeroV 'свободному, щедрому,
благородному  человеку'.  Аристотель  (ММ,  I, 25,
1192а, 8) различает несколько видов скупости: 1)пато-
логическая скупость (kimbikia) или скаредность, когда
скряга разрезает пополам даже зерно тмина (ср. гого-
левского Плюшкина); 2) мелочная скупость (крохо-
борство, mikrologia, см. характ. X) и 3) жадность
aiscrokerdia, см. характ. XXX). В другом месте (Virt.
et vit., VII, 1251Ь, 4) Аристотель упоминает такие
три рода скупости: 1) алчность (aiscrokerdia), 2) ску-
пость (feidwlia) и 3) жадность (kimbeia).
2. Текст определения этого характера испорчен, но
смысл ясен. Скряга старается уклониться от всех обще-
ственных обязанностей, связанных с расходами, или,
по крайней мере, как можно дешевле отделаться от них.
3. По обычаю хорег — гражданин, который обучал н
своя счет трагический и комический хоры и нес расходы.
10 постановке пьесы — после победы на состязании
считался победителем и посвящал Дионису каменную
доску с надписью (ср. Plut. Themist., 5). Вместо доро-
гой каменной доски скряга посвящает Дионису дере-
вянную диадему, на которой пишет свое имя. Почетную
должность хорега (хорегия) могли, разумеется, испол-
нять только лица состоятельные. Отсюда можно заклю-
чить, что скряга был человеком богатым. Хорегия была
одной из самых тяжелых, повинностей (литургии)
в Афинах, от которых разорялись состоятельные гра-
ждане.
4. В эпоху Феофраста афинскому народному собра-
нию для покрытия чрезвычайных расходов часто прихо-
дилось выносить решения о так называемых доброволь-
ных взносах или пожертвованиях «для спасения города».
Взносы эти принимались не только деньгами, но и на-
туральными продуктами; кто не имел ни того, ни дру-
гого, должен был бесплатно выполнять физические
работы.
5. Перед свадьбой отец невесты по обычаю приносил
на свой счет жертвенное животное в жертву Гере (бо-
гине покровительнице брака). Затем он устраивал сва-
дебную пирушку для родственников и друзей и при
этом нес немалые расходы.
6. Триерархией называлась в Афинах особая повин-
ность по снаряжению на свой счет военных кораблей
(триер) для государства. Лицу, снарядившему корабль
(триерарху), полагалась каюта, где находились его соб-
ственные вещи, но скряга предпочитает спать на верх-
ней палубе, так как там можно пользоваться постелью
кормчего.
7. На празднике Муз (Mouseia) происходило нечто
вроде публичного акта или экзамена школьников (ср.:
L. Deubner. Attische Feste. Berlin, 1966, стр. 217).
8. Здесь под «складчиной», вероятно, разумеются
не праздничные подарки учителям, а взносы, собранные
родителями (конечно, продуктами) на угощение самих
детей на празднике.
9. Съестное с рынка скряга несет сам, чтобы не на-
нимать носильщиков, предлагавших покупателям свои
услуги.
10. За неимением другого плаща.

                                XXIII. Бахвальство

1. Бахвал — человек, приписывающий себе несуще-
ствующие достоинства (Arist. MM, I, 1193а). По Ари-
стотелю (EN, IV, 13, 1127), есть два рода хвастунов-
бахвалов: тщеславные и корыстолюбивые. Подобно
иронику бахвал все время притворяется, всегда играет
какую-то роль. Феофрастов бахвал никогда не выдумы-
вает небылиц из корысти. Он хвастается только перед
иностранцами либо перед совершенно незнакомыми
людьми (например, случайными спутниками), которые
не могут проверить его выдумки. Обычно он разыгры-
вает роль богача, человека с большими связями
в «высоких сферах», рассказывая своим собеседникам
сами по себе вполне правдоподобные истории, но по
отношению к нему совершенно невероятные. В общем
этот бахвал — пустой и безобидный враль, сочиняющий
небылицы только из тщеславия, причем темы его рас-
сказов искусно меняются соответственно месту действия
и характеру слушателей. Так, в гавани, беседуя с ино-
земными купцами, он, например, рассказывает о своих
мнимых торговых операциях, а на улицах, в дороге, на
рынке и других местах угощает собеседников каждый
раз все новыми сказками.
2. Т. е. находясь в гавани.
3. В подлиннике pleqrizwn,  собственно, 'отмеряя
плетры' (сажени), в переносном смысле — бахвалясь
без меры.
4. Состоятельные афиняне обычно хранили свои
деньги в банках у менял (trapezitai). Иметь свой теку-
щий счет в банке считалось признаком принадлежности
к «порядочному» обществу.
5. Т. е. Александром Македонским.
6. Антипатр — полководец. Филиппа и Александра
Македонского. По смерти Александра Антипатр стал
правителем Македонии.
7. Македония славилась своим корабельным лесом
(ср.: Theophr. HP, V, 2). Экспортные пошлины на лес
составляли монополию царской казны Македонии. Бес-
пошлинный вывоз леса в виде особой царской милости
иногда разрешался частным лицам. Бахвал выставляет
себя другом всесильного правителя Македонии и фак-
тического вершителя судеб Афин. Опираясь иа маке-
донский гарнизон, стоявший в Мунихии (важный стра-
тегический пункт) недалеко от Афин, Антипатр мог
во всякое время оказать помощь правящей в Афинах
промакедонской партии олигархов.
8. Голодные годы в Греции — это 330—326 гг.
до н. э., еще до смерти Александра (ср.: U. v. Wilа-
mоwitz-Moellendorff. Griech. Lesebuch, II.
Erlauterungen. 2. Hlb. Berlin, 1902, стр. 191).
9. Бахвал идет в одну из крытых галерей (порти-
ков), где обычно собирались бездельники.
10. Это означает, что счетным камешкам придается
в зависимости от их положения на счетной доске услов-
ное значение 100 драхм (=1 мине), 600 драхм
(=0.1 таланта) и 6000 драхм (=1 таланту).
11. Принимаем чтение kd' — цифровое обозначение 24.
12. На афинском рынке в разных рядах (частях)
торговали различными товарами. Ряды эти назывались
по тем товарам, которыми в них торговали (например,
винный, масляный, горшечный, конский и другие ряды;
ср. у нас в старое время — охотный ряд, обжорный ряд,
суровская, перинная линия и т.д.). Рабочую лошадь
в эпоху Феофраста можно было купить за 3 мины
(около 75 руб. золотом), верховую лошадь — за 12 мин.
Цена же отличного скакуна вроде знаменитого Буце-
фала Александра Македонского доходила до баснослов-
ной суммы в 13 талантов (ср.: Theophrasts Charaktere.
Leipzig, 1897, стр. 198).
13. Греч. epi taV klinaV — дощатые прилавки, на ко-
торых выставлялись товары для обозрения покупателей.
14. Одежда из дорогого привозного (восточного)
материала стоила очень дорого, например в эпоху Со-
крата (конец V в. до н.э.) плащ стоил 3 мины. После
походов Александра Македонского потоки золота, на-
грабленного македонянами в Персии, хлынули в Грецию,
и курс денег сильно упал. Бахвал набирает одежды на
огромную сумму в 2 таланта, но денег у него нет.
15. До походов Александра в Греции ходили лишь
серебряные монеты. Золото появилось только в эпоху
Феофраста. Бахвал хвастается тем, что у него есть
золото, полученное, очевидно, от македонян из персид-
ской добычи.

                                XXIV. Высокомерие

1. После обеда древние греки обычно прогуливались
в прохладном месте (ср.: Plut. Thes., 25, 8).
2. Ср. поведение бессовестного (характ. IX (4)),
который напоминает мяснику об оказанной ему когда-то
услуге.
3. Этим высокомерный хочет выразить свое пре-
небрежение: он поручает все расчеты рабу, не заботясь
о том, правильно ли тот их произведет.

                                XXV. Трусость

1. Трусость (deilia), по Аристотелю (EN, III, 10,
1115b, 17), и безмерная отвага (qrasuthV) — две край-
ности; правильная середина между ними — мужество
(andreia). Трус показан Феофрастом в различных си-
туациях: на море (2), на поле битвы, перед сраже-
нием (3 сл.), после битвы (6).
2. В подлиннике hmioliai 'легкие быстроходные ко-
рабли с полуторным рядом гребцов' (преимущественно
пиратские).
3. Здесь имеются в виду самофракийские мисте-
рии — таинства,  справлявшиеся на о. Самофракии
(у фракийского побережья Эгейского моря). Посвящен-
ные в эти мистерии находились под покровительством
«великих богов» (Кабиров — божеств восточного иди
догреческого происхождения) — «спасителей» мореходов
во время бури на море, В чем состояли мистерии (в ко-
торые посвящались даже женщины и дети), нам неиз-
вестно. Особенно популярны сделались эти мистерии
как раз в эпоху Феофраста, когда вошло в обычай при-
нимать посвящение перед морским путешествием, чтобы
поставить себя под защиту богов-«спасителей» (ср.:
М. P. Nilsson. Griech. Relig., II. Munchen, 1950,
стр. 96). Трусливый боится, как бы из-за одного непо-
священного в мистерии не погибли все остальные пас-
сажиры корабля.
4. Кормчий (капитан) обычно сидел выше гребцов
и пассажиров, чтобы обозревать путь корабля.
5. Очевидно, чтобы удобнее было спасаться вплавь
в случае кораблекрушения. Обычно плавание происхо-
дило вдоль берегов, причем кормчий старался не терять
берег из вида,

                                XXVI. Приверженность к олигархии

1. Конец IV в. до н.э.— время ожесточенной
борьбы между демократами и олигархами (которую
македоняне старались поддержать). Ситуация, изобра-
женная в этом характере, больше всего подходит ко
времени восстановления демократии Полиперхоном (см.
характ. VIII, прим. 5). За несколько лет до выхода
в свет «Характеров» Феофраста после Ламийской
войны (323—322 г.) Антипатр уничтожил демократию
в Афинах и установил олигархическую конституцию,
причем больше половины граждан было исключено из
народного собрания и суда присяжных (гелиэи). Мно-
жество демократов (противников македонян) было из-
гнано или добровольно эмигрировало. После смерти
Антипатра Полиперхон восстановил демократию и вер-
нул изгнанников (ср.: Н. Swoboda. Griech. Geschichte.
Leipzig, 1911, стр. 168). Автор не высказывает своих
политических симпатий, хотя, как ученик Аристотеля
и друг Деметрия Фалерского, должен был бы сочув-
ствовать умеренной олигархии.
2. В народном собрании идут выборы комитета из
10 человек в помощь архонту для проведения праздника
Великих Дионисий (см. характ. Ill, прим. 3). В V в
этот комитет всегда состоял из богатых граждан, кото-
рые покрывали праздничные расходы из своих средств.
В эпоху Феофраста комитет выбирали по жребию,
а расходы по устройству праздника выдавались из
казны (ср.: Arist. Resp. Athen., 56).
3. Требование приверженца олигархии облечь не-
ограниченной властью распорядителей различных про-
цессий и состязаний имеет карикатурный 'характер.
Неограниченную власть представляли комитету 10 чело-
век только в исключительно важных случаях, например
для окончания войны и заключения мира (ср.: Arist,
Resp. Athen., 38).
4. Слова Одиссея (Il., II, 204).
5. Центром политической жизни демократических
Афин была рыночная площадь, место народных собра-
ний. Приверженец олигархии страстно ненавидит рынок
и его завсегдатаев (так называемую рыночную чернь —
ocloV), но особенно ненавистны ему вернувшиеся из
изгнания демократы, которые начали сводить с олигар-
хами личные счеты.
6. В это время улицы Афин и рынок пустели.
Простой народ отдыхал после обеда.
7. Как на известной статуе так называемого Софокла
Латеранского.
8. Сикофанты — профессиональные доносчики, кле-
ветники и шантажисты, возбуждавшие из корыстных
побуждений судебные процессы, главным образом про-
тив состоятельных людей.
9. Общественные повинности (литургии), которые
в Афинах должны были нести все граждане с имуще-
ственным цензом, служили орудием классовой борьбы
городской бедноты с имущими группами рабовладель-
цев.
10. Фесей, сын Эгея — мифический царь афинский.
Ему приписывали целый ряд позднейших установлений,
как например так называемый синойкисм (объединение
12 городов Аттики в один город-государство), разделе-
ние граждан на три имущественных класса, введение
некоторых религиозных обрядов и т. п. Фесей будто бы
даже установил в Афинах демократию и сам первый
подвергся изгнанию (остракисму). По другим источ-
никам, Фесей добровольно покинул город (ср.: Рlut.
Thes., 35). Приверженец олигархии считает Фесея пер-
вой жертвой «черни» и ее вождей-демагогов.

                                XXVII. Опсиматия

1. Слово oyimatia, буквально 'поздняя любознатель-
ность', получило в греческом языке своеобразное семан-
тическое развитие. Оно стало означать вообще пове-
дение, не подобающее позднему возрасту, обусловленное
не какими-либо умственными интересами, а только
желанием старика молодиться.
2. Бег юношей с факелами (светильниками) проис-
ходил первоначально на празднике древнего аттического
бога огня — Прометея (которого впоследствии чтили
как героя), а затем на Панафинейском празднике и
празднике в честь Гефеста. Цель состязания в беге —
как можно скорее донести новый священный огонь
с алтаря Прометея (или Гефеста) в назначенное место
(например, на празднике Панафиней — к жертвеннику
Афины) (ср.: L. Deubner. Attische Feste. Berlin, 1966,
стр. 211). Праздник героев — праздник в честь героев
Прометея, Эанта и др.
3. Старик, подстать юношам, старается показать
мощь своих мускулов.
4. См. характ. V, прим. 17.
5. Имеются в виду представления фокусников, жон-
глеров, исполнителей популярных песенок.
6. См. характ. XVI, прим. 7.
7. Декадисты — члены культового общества (клуба),
которые собирались каждое десятое число месяца
(декаду).
8. Неизвестная игра. Быть может, текст испорчен.
9. Имеются в виду сакральные пляски.

                                XXVIII. Злоязычие

1. Злоязычный строит свои клеветнические инсинуа-
ции по известной риторической схеме: сначала он чер-
нит родителей своей жертвы, а потом переходит к по-
рокам самого этого человека.
2. Сосий — распространенное рабское имя, по форме
уменьшительное. Злоязычный таким образом ясно на-
мекает, что отец характеризуемого вышел из рабов.
3. Сосистрат — буквально 'спаситель войска', имя
уже свободного человека, который служил, очевидно,
наемником в афинском войске, а потом получил афин-
ское гражданство.
4. Сосидем — буквально 'спаситель народа'. Демоты —
члены одного дема (округа, части аттической филы).
Зачисление в списки демотов и являлось формальным
утверждением в правах гражданина.
5. Имя с прозрачной этимологией: krinon 'лилия'
и korax 'ворон'. Это странное сочетание производит ко-
мическое впечатление. Сами по себе названия животных
и растений в качестве женских имен характеризуют
принадлежность их носителей к низшим общественным
слоям.
6. В тексте явный пропуск: отсутствует вопрос, мо-
тивирующий следующую реплику злоязычного.
7. Параллели к этому выражению у Аристофана
(«Мир», 850; «Лисистрата», 229; «Экклесиазусы»,
295).
8. В подлиннике upakousi, собственно, 'прислуши-
ваются' — говорится о привратниках.
9. Выражение со смыслом 'очень много девег'.
10. Т. е. в зимние холода (декабрь—январь).
11. Далее в рукописях следует морализующий эпи-
лог византийского автора: «До такой степени непреодо-
лимое стремление злословить делает людей безумными
и приводит их в исступление».

                                XXIX. Подлолюбие

1. Некоторые исследователи высказывали мнение,
что этот Феофрастов подлолюбец — сторонник крайней
демократии, господства «черни» (охлократии) — харак-
тер противоположный приверженцу олигархии (ха-
ракт. XXVI) (ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig,
1897, стр. 254).
2. Имеются в виду лица, выдвинувшие против кого-
либо обвинение в суде. Если это обвинение не собрало
пятой части голосов судей, то по афинским законам
такие обвинители подвергались, штрафу и частичному
лишению гражданских прав (так называемой атимии)
(ср.: Theophraste, Caracteres. Traduct. par O. Na-
varre. Paris, 1920, стр. 67, прим. 2).
3. Горделивое самонаименование профессиональных
доносчиков (сикофантов), противопоставлявших себя
таким образом «врагам народа» (ср.: Demosth. с. Ari-
stog., I, 40).
4. В подлиннике prostathsai 'быть покровителем,
защитником, патроном'. Все иностранцы, постоянно про-
живавшие в Афинах (так называемые метэки), должны
были иметь какого-нибудь афинского гражданина офи-
циальным покровителем (патроном — prostathV).
5. В рукописях далее следует морализирующий эпи-
лог какого-то византийца: «Вообще подлолюбие — это
сестра подлости. И правильно гласит пословица: подоб-
ное стремится к подобному».

                                XXX. Подлокорыстие

Феофрастовы характеры скупцов (IX, X, XXII,
XXX) можно разделить на две группы: 1) крохобор-
ство (mikrologia) и скаредность (aveleuqeria), проявляю-
щиеся в манере что-нибудь давать другому, и 2) бес-
совестность (anaiscuntia) и подлокорыстие (aiscrokerdeia)
— в манере приобретать (стяжательство).   Скаред-
ный боится любой траты денег, а крохобор опасается,
как бы чего-нибудь не потерять. Подлокорыстный и бес-
совестный для достижения своих корыстных целей не
разбирают средств. Бессовестный с корыстолюбием со-
единяет еще и пренебрежительное отношение к людям
(ср.: Theophrasts Charaktere. Leipzig, 1897, стр. 262).
2. Согласно Аристотелю, жадные, постыдно алчные
люди принимают на себя всяческий позор ради мелкой
корысти (Arist. EN, IV, 1122а, 2), они ищут корысти
повсюду и любой ценой (Arist. Virt. et vit., 1251Ь, 5).
3. В IV в. театральное здание в Афинах сдавалось
в аренду (на откуп) съемщикам (qeatrwvai), которые
обязаны были содержать его в порядке, за что и взи-
мали в свою пользу входную плату (по 2 обола с чело-
века; ср.: В. В. Латышев. Очерк греческих древно-
стей, II. СПб., 1899, стр. 301).
4. Послы получали в то время подорожные деньги
(efodia) по 1 1/2 драхмы в день.
5. Эти подарки (xenia) послы получали регулярно
(во все время своего пребывания за границей), даже
если они останавливались у своих «гостеприимцев», где
им предоставляли помещение и бесплатное питание, как
гостям.
6. «Гермесовы дары — случайная находка — принад-
лежат всем» (пословица, ср.: Hesych., s. v. koinoV 'ErmhV),
Гермес считался богом-покровителем изобретателей и
открывателей. Само имя бога «Гермес» стало связы-
ваться с представлением об удаче, счастливой находке,
Так, по Гесихию, слова euermia и dusermia имели зна-
чение: 'удача' и 'неудача' (ср.: W. Н. Roscher.
Mythol. Lex., s. v. Hermes, стб. 2381).
7. «Фидонова мерка», т. е. скудная мерка, — игра
слов, с намеком, во-первых, на Фидоновы меры веса,
введенные в Аргосе (ок. 650 г. до н. э.) царем Фидо-
ном (ср. Strab., VIII, р. 358); во-вторых,— на глагол
feidesqai 'быть бережливым, скупым'.
8. В месяце анфестерионе (февраль—март) у афинян
было действительно много праздников: 1) Анфестерии —
праздник в честь Диониса (с театральными представ-
лениями); 2) Диасии в честь Зевса Милостивого и
3) так называемые Малые элевсинские мистерии.
8. Рабов, знавших какое-нибудь ремесло, афиняне
держали на оброке (apofora) и заставляли отдавать
часть заработанных денег хозяину.
9. Текст испорчен. Чтение предположительное.
10. Земляки — члены одной фратрии (фраторы),
первоначально родового союза нескольких семейств, объ-
единившихся для совместного отправления религиозного
культа.
 

                                       ***

                                 АТТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Греческий год делился на 12 лунных месяцев по 30 и по 29 дней (попеременно). Началом года в Афинах считалось первое новолуние после летнего солнцестояния. Поэтому первый месяц аттического года соответствовал приблизительно II половине июля — 1 половине августа. Месяцы аттического календаря следовали в таком порядке:

1) гекатомбеон (июль—август),
2) метагейтнион (август—сентябрь),
3) боэдромион (сентябрь—октябрь),
4) пианепсион (октябрь—ноябрь),
5) маймактерион (ноябрь—декабрь),
6) посидеон (декабрь—январь),
7) гамелион (январь—февраль),'
8) анфестерион (февраль—март),
9) элафеболион (март—апрель),
10) мунихион (апрель—май),
11) фаргелион (май—июнь),
12) скирофорион (июнь—июль).
 
 

                                МЕРЫ ВЕСА И ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ
 

Талант . . . . . . 26.196 г
Драхма . . . . . . . 4.36 г.
Мина . . . . . . . . 436.6 г.
Обол . . . . . . . . 0.727 г.
Халк . . . . . . . . 0.09 г.
 

Золото ценилось в 10 — 13 раз
дороже серебра.
 
 
 
 

                                ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Arist. EE — [Aristotelis] Eudemia sive Eudemi Rhodii
      Ethica.
Arist. HA — Aristotelis Historia Animalium.
Arist. MM—Aristotelis Magna Moralia.
Arist. EN — Aristotelis Ethica Nicomachea.
Arist. Physiogn,—[Aristotelis] Physiognomica.
Arist. Poet. — Aristotelis Poetica.
Arist. Pol. — Aristotelis Politica.
Arist. Resp. Athen. — Aristotelis de Republica Athenien-
      sium.
Arist. Rhet.—Aristotelis Rhetorica.
Arist. virt. et vit. — [Aristotelis] de virtutibus et vitiis.
Aristoph. Av. — Aristophanis Aves.
Aristoph. Eccl. — Aristophanis Ecclesiazusae.
Aristoph. Pax — Aristophanis Pax.
Aristoph, Ran. — Aristophanis Ranae.
Artemis — Artemis Lexikon der Antike.
Athen. — Athenaei Convivium sophistorum.
CAH — Cambridge Ancient History.
Cicer. de orat. — Ciceronis de oratore.
Cicer. ad Att. — Ciceronis epistulae ad Atticum.
Demosth. or. — Demosthenis Orationes.
Demosth. c. Aristog. — Demosthenis contra Aristogitonem.
Diog. Laert. — Diogenis Laertii Vitae philosophorum.
A. Gellius NA — A. Gellii Noctes Atticae.
Hes. Op. et Dies — Hesiodi Opera et Dies.
Hesych. — Hesychii Alexandrini Lexicon.
Lexik. d. Antike — dtv Lexikon der Antike
Lys. — Lysiae Orationes.
Plat. Resp. — Platonis de Republica.
Plat. Symp. — Platonia Symposium.
Plut. Cim. — Plutarchi vita Cimonis.
Pint. Nic. — Plutarchi vita Niciae.
Plut. adv. Colot. — Plutarchi adversus Colotem
Plut. Perici.— Plutarchi vita Periclis.
Plut. Themist. — Plutarchi vita Themistoclis.
Plut. Thes, —. Plutarchi vita Thesei.
Polyb. Hist. — Polybii Historia.
RE — Pauly — Wissowa — Kroll — Cichorius. Realenzyklo-
    padie der klassischen Alterturnswissenschaft.
Strab. — Strabonis Geographia.
Suet. Claud. — Suetonii divus Claudius.
Suda — Sudae Lexicon, ed. A. Adier.
Theophr. HP — Theophrasti Historia Plantarum.