ОБЗОР РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ
Выполняя
твой наказ, шлю тебе в этом письме коротенький учеб-
ничек риторических «идей». Начну с
первой из них, с ясности.
Ясность (sajhneia)
делится на два подвида, на чистоту (kaJarothV)
и точность (eukrineia).
Чистая речь имеет мысли, общие для всех,
не содержащие в себе ничего глубокого,
ее метод (meJodoV)
— голое
изложение событий без каких-либо внешних
добавлений, слова
ее не отобранные, а общие для всех
(koinhn).
Ее фигуры — пра-
вильность, колоны у нее малые и комматические,
сочетания — те,
в которых нет заботы о зиянии (sugkrousiV)
звуков, клаузулы в
ней ямбические и трохаические и такая
же у нее концовка (katalhxin).
Точная речь имеет мысли упорядоченные,
свое рассужде-
нне она ведет от начала и предначертывает
его дальнейший ход
и результат. Метод точиой речи состоит
в том, чтобы располагать
вещи естественно, ее фигуры — это
собирание, перечисление, а
словарный состав, колоны, клаузулы
и ритм в ней такие же, как
в чистой речи.
Величавая
речь (megeJoV)
делится на торжественную (semnothV),
суровую (tracuthV),
стремительную (sjodrothV),
блистательную
(lamprothV),
оживленную (akmh),
пространную (peribolh).
В тор-
жественной речи мысли касаются Бога
самого по себе, равно как
и божественных предметов, например
сроков и вращения целокуп-
ности, справедливости, целомудрия
и других подобных вещей.
Торжественкая речь включает в себя
четыре мысли о великих
(лакуна в тексте)... Метод у нее —
решительное, без колебаний
утверждеиие, словарный состав — пространный,
фигуры — пра-
вильность и (лакуна в тексте)... Сочетание
то, которое сталкивает
звуки, дактилическое, анапестическое,
спондеическое. Клаузула
та, которая останавливает речь на
спондее или дактиле без ката-
лексы. Суровая речь заключает в себе
мысли, направленные против
высших лиц, когда обличителями выступают
низшие. Ее метод
состоит в том, чтобы делать это открыто,
словами она пользуется
стершимися, которые сами по себе сухи.
Фигуры в суровой речи —
это повеление и укоризненный вопрос,
колоны ее очень короткие,
чаще всего комматические, сочетание
допускает зияние и нагромож-
дение звуков. В стремительной речи
бывают мысли порицающие,
обличающие людей низших. Ее метод
— говорить открыто, ее сло-
варный состав допускает нужное для
дела словотворчество. Ее
фигуры — это личное обращение (kat’
apostrojhn)
и доказывание
(apudeiktikon).
Колоны в ней комматические, чаще всего отдель-
ные слова. Сочетанне клаузулы и ритм
в этой речи такие же, как
и в суровой. Блистательная
речь содержит в себе мысли, которые
вселяют в ритора храбрость или, вернее,
в которых он проявляет
свою храбрость. Метод блистательной
речи состоит в том, чтобы
не колебаться и о славных вещах говорить
с большим блеском.
Слова в ней торжественны, фигуры —
отрицание (kat’anairesin),
бессоюзие (asundeton),
причастные обороты (plagiasmoV),
оторван-
ность слов друг от друга (apostasiV)
и удлиненность колонов
(makrokwlia),
остальное же все совпадает с торжественной речью.
В оживленной речи мысли и методы
такие же, как в суровой и стре-
мительной, фигуры — такие, как в блистательной,
колоны, соче-
тание, клаузулы, ритм такие, как в
блистательной. В простран-
ной речи мысли дополняются
чем-то извне: род видом, неопределен-
ное определенным или целое частью.
Ей свойственно не просто
излагать голые события, а перебирать
их. Ее фигура — это втор-
жение одной фразы в другую (epembolh).
Это, пожалуй, больше
относится к методу, т. е. к перестановке
(anastrojh),
к вставке
(epembolh),
к преувеличению качества (auxhsiV),
к упоминанию
доводов раньше высказанного утверждения.
Каких-либо особен-
ностей в словарном составе пространная
речь не имеет, если не
считать синонимов. Ее фнгуры — это
перечисление (apariJmhsoiV),
последовательность (apariJmhtikon),
предпочтение (kata protimhsin),
предположение (kata
upoJesin), расчленение (merismoV),
причаст-
ные обороты (plagiasmoV),
нагромождение разных мыслей (epitrecon),
разрыв (apostasiV),
сплетение отрицаний, округленность
(sustrojh),
вторжение одного предложення в другое.
Красивая
речь не делится на подвиды. У нее нет особых, именно
ей свойственных мыслей или методов.
Ее фигуры — это парисосы,
повторение одинаковых начальных колонов
(epanajura),
повторе-
ние концовок (antistrojh),
градация (klimax),
отрицания (anaireseiV),
расчленение ради сопряжения (merismoV
kata suzugian), ги-
пербат, новые слова (kainopreph),
употребление одного и того же
слова в разных падежах (poluptwton).
Колоны в красивой речи
очень небольшие, сочетание не допускает
зияния гласных.
Не делится
на подвиды и горячая речь. Особых, только ей свой-
ственных мыслей она не имеет, метод
ее состоит в том, чтобы поль-
зоваться быстрыми антитезами. Ее фигуры
— это прерывание речи
вводными замечаниями (ex
upostrojhV epembolh), причастные
обо-
роты (epitrecon),
бессоюзие, перечисление имен (kat’ onoma kommatikon),
перемены конструкции в мелких отрезках
(kat’elacistou
exallagai),
негладкие сплетения, сочетание в горячей
речи бывает
без зияния, клаузула оканчивается
на трохей и нестойкая.
Правдивая
речь тоже неделима. Мысли в ней простые и при-
стойные. Метод — досада и другие страсти,
пользование ими без
предварительного предупреждения и
непоследовательность в стра-
стях. Слова в ней суровы. Ее фигуры
— это стремительность в
жалобах (eleeinologiaiV)
и в изложении основного содержания
(epijoraiV),
а также обращение сначала к одному лицу, затем к
другому (apostrojai),
утверждение уже высказанной мысли
(epikriseiV).
Сочетание, клаузулы, ритм в правдивой речи такие
же, как в стремительной. Жалобы в
ней должны быть просты.
Тяжелая
речь — это такая речь, которую нельзя рассматри-
вать саму по себе и которая состоит
из простоты, пристойности
и чего-то еще, что свойственно другим
чертам характера.
Мысли в ней — порицающие, метод —
ирония, фигура — сомне-
ние в том, что считается признанным.
Остальных шести частей
она не имеет, но довольствуется теми,
которые свойственны
речи, выражающей характер.
Простота
— одна из «идей», выражающих в речи характер.
Мысли в ней те, которые свойственны
откровенным характерам
и касаются бессловесных животных и
растений. Методы те же,
что и в чистой речи, а также плеонастическое
упоминание ча-
стностей. Слова своеобразные, например
«братствовать». Фи-
гуры и колоны те же, что и в чистой
речи. Сочетание очень
простое и свободное, клаузула стойкая.
Сладостная речь вы-
членяется из простой. Мысли в ней
«мифические», близкие к
мифам, услаждающие наши чувства, такие,
в которых к не-
преднамеренным вещам добавляется еще
и намерение. Методы
те же, что и в чистой речи, слова
простые, чаще всего по-
этические, фигуры те же, что в чистой
речи, сочетание беэ
зияний, клаузула та же, что в торжественной
речи, стойкая,
ритм такой же, как в простой речи.
Из простой речи вычле-
няется и речь остроумная (drimuV).
Мысли в ней умышленно
глубокие и такие, когда слово обозначает
общеизвестную
мысль, но само в этом смысле не употребляется
обычно или
когда это парономасия и когда мы,
прибегая к образному
языку, привносим новый смысл в него.
Из речи,
выражающей характер, вычленяется речь «пристой-
ная». Мысли в ней такие, когда кто-то
себя добровольно ума-
ляет, а протнвника возвышает в чем-то.
Ее метод — не говорить
запальчиво против врага, а остальное
в ней то же, что в чис-
той и простой речи.
Мощная
речь не делится на подвиды. Мысли в ней пара-
доксальные, глубокие, не терпящие
возражений и вообще те,
которыми создается величие. Метод
ее тот, который подходит
для подобных мыслей и создает величие.
В речи действительно,
а не только по видимости мощной, пригодны
бывают мысли про-
стые и выражающие характер. Слова
в мощной речи веские
(axiwmatikh),
отточенные. В подлинной, а не кажущейся
мощной речи слова бывают простые и
выражающие характер.
Ведь речь лишь по видимости, а не
на самом деле мощная
главную свою силу имеет в словах.
Фигуры, колоны, сочета-
ние, клаузула и ритм у нее такие же,
как в величественной
речи.
***
Воспроизведено по изданию: Античность и Византия: Сб. ст. - М., 1975. - С.158 - 160.