Михаил  Пселл
 

                                             ОБЗОР РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ
 

 
 

      Выполняя твой наказ, шлю тебе в этом письме коротенький учеб-
ничек риторических «идей». Начну с первой из них, с ясности.
Ясность (sajhneia) делится на два подвида, на чистоту (kaJarothV)
и точность (eukrineia). Чистая речь имеет мысли, общие для всех,
не содержащие в себе ничего глубокого, ее метод (meJodoV) — голое
изложение событий без каких-либо внешних добавлений, слова
ее не отобранные, а общие для всех (koinhn). Ее фигуры — пра-
вильность, колоны у нее малые и комматические, сочетания — те,
в которых нет заботы о зиянии (sugkrousiV) звуков, клаузулы в
ней ямбические и трохаические и такая же у нее концовка (katalhxin).
Точная речь имеет мысли упорядоченные, свое рассужде-
нне она ведет от начала и предначертывает его дальнейший ход
и результат. Метод точиой речи состоит в том, чтобы располагать
вещи естественно, ее фигуры — это собирание, перечисление, а
словарный состав, колоны, клаузулы и ритм в ней такие же, как
в чистой речи.

      Величавая речь (megeJoV) делится на торжественную (semnothV),
суровую  (tracuthV),  стремительную  (sjodrothV),  блистательную
(lamprothV), оживленную (akmh), пространную (peribolh). В тор-
жественной речи мысли касаются Бога самого по себе, равно как
и божественных предметов, например сроков и вращения целокуп-
ности, справедливости, целомудрия  и других подобных вещей.
Торжественкая речь включает в себя четыре мысли о великих
(лакуна в тексте)... Метод у нее — решительное, без колебаний
утверждеиие, словарный состав — пространный, фигуры — пра-
вильность и (лакуна в тексте)... Сочетание то, которое сталкивает
звуки, дактилическое, анапестическое, спондеическое. Клаузула
та, которая останавливает речь на спондее или дактиле без ката-
лексы. Суровая речь заключает в себе мысли, направленные против
высших лиц, когда обличителями выступают низшие. Ее метод
состоит в том, чтобы делать это открыто, словами она пользуется
стершимися, которые сами по себе сухи. Фигуры в суровой речи —
это повеление и укоризненный вопрос, колоны ее очень короткие,
чаще всего комматические, сочетание допускает зияние и нагромож-
дение звуков. В стремительной речи бывают мысли порицающие,
обличающие людей низших. Ее метод — говорить открыто, ее сло-
варный состав допускает нужное для дела словотворчество. Ее
фигуры — это личное обращение (katapostrojhn) и доказывание
(apudeiktikon). Колоны в ней комматические, чаще всего отдель-
ные слова. Сочетанне клаузулы и ритм в этой речи такие же, как
и в суровой. Блистательная речь содержит в себе мысли, которые
вселяют в ритора храбрость или, вернее, в которых он проявляет
свою храбрость. Метод блистательной речи состоит в том, чтобы
не колебаться и о славных вещах говорить с большим блеском.
Слова в ней торжественны, фигуры — отрицание (katanairesin),
бессоюзие (asundeton), причастные обороты (plagiasmoV), оторван-
ность слов друг от друга (apostasiV) и удлиненность колонов
(makrokwlia), остальное же все совпадает с торжественной речью.
В оживленной речи мысли и методы такие же, как в суровой и стре-
мительной, фигуры — такие, как в блистательной, колоны, соче-
тание, клаузулы, ритм такие, как в блистательной. В простран-
ной речи мысли дополняются чем-то извне: род видом, неопределен-
ное определенным или целое частью. Ей свойственно не просто
излагать голые события, а перебирать их. Ее фигура — это втор-
жение одной фразы в другую (epembolh). Это, пожалуй, больше
относится к методу, т. е. к перестановке (anastrojh), к вставке
(epembolh), к преувеличению качества (auxhsiV), к  упоминанию
доводов раньше высказанного утверждения. Каких-либо особен-
ностей в словарном составе пространная речь не имеет, если не
считать синонимов. Ее фнгуры — это перечисление (apariJmhsoiV),
последовательность (apariJmhtikon), предпочтение (kata protimhsin),
предположение (kata upoJesin), расчленение (merismoV), причаст-
ные обороты (plagiasmoV), нагромождение разных мыслей (epitrecon),
разрыв (apostasiV), сплетение отрицаний, округленность
(sustrojh), вторжение одного предложення в другое.

      Красивая речь не делится на подвиды. У нее нет особых, именно
ей свойственных мыслей или методов. Ее фигуры — это парисосы,
повторение одинаковых начальных колонов (epanajura), повторе-
ние концовок (antistrojh), градация (klimax), отрицания (anaireseiV),
расчленение ради сопряжения (merismoV kata suzugian), ги-
пербат, новые слова (kainopreph), употребление одного и того же
слова в разных падежах (poluptwton). Колоны в красивой речи
очень небольшие, сочетание не допускает зияния гласных.

      Не делится на подвиды и горячая речь. Особых, только ей свой-
ственных мыслей она не имеет, метод ее состоит в том, чтобы поль-
зоваться быстрыми антитезами. Ее фигуры — это прерывание речи
вводными замечаниями (ex upostrojhV epembolh), причастные обо-
роты (epitrecon), бессоюзие, перечисление имен (kat’ onoma kommatikon),
перемены конструкции в мелких отрезках (katelacistou exallagai),
негладкие сплетения, сочетание в горячей речи бывает
без зияния, клаузула оканчивается на трохей и нестойкая.

      Правдивая речь тоже неделима. Мысли в ней простые и при-
стойные. Метод — досада и другие страсти, пользование ими без
предварительного предупреждения и непоследовательность в стра-
стях. Слова в ней суровы. Ее фигуры — это стремительность в
жалобах (eleeinologiaiV) и в изложении основного содержания
(epijoraiV), а также обращение сначала к одному лицу, затем к
другому (apostrojai),  утверждение  уже  высказанной  мысли
(epikriseiV). Сочетание, клаузулы, ритм в правдивой речи такие
же, как в стремительной. Жалобы в ней должны быть просты.

      Тяжелая речь — это такая речь, которую нельзя рассматри-
вать саму по себе и которая состоит из простоты, пристойности
и чего-то еще, что свойственно другим чертам характера.
Мысли в ней — порицающие, метод — ирония, фигура — сомне-
ние в том, что считается признанным. Остальных шести частей
она не имеет, но довольствуется теми, которые свойственны
речи, выражающей характер.

      Простота — одна из «идей», выражающих в речи характер.
Мысли в ней те, которые свойственны откровенным характерам
и касаются бессловесных животных и растений. Методы те же,
что и в чистой речи, а также плеонастическое упоминание ча-
стностей. Слова своеобразные, например «братствовать». Фи-
гуры и колоны те же, что и в чистой речи. Сочетание очень
простое и свободное, клаузула стойкая. Сладостная речь вы-
членяется из простой. Мысли в ней «мифические», близкие к
мифам, услаждающие наши чувства, такие, в которых к не-
преднамеренным вещам добавляется еще и намерение. Методы
те же, что и в чистой речи, слова простые, чаще всего по-
этические, фигуры те же, что в чистой речи, сочетание беэ
зияний, клаузула та же, что в торжественной речи, стойкая,
ритм такой же, как в простой речи. Из простой речи вычле-
няется и речь остроумная (drimuV). Мысли в ней умышленно
глубокие и такие, когда слово обозначает общеизвестную
мысль, но само в этом смысле не употребляется обычно или
когда это парономасия и когда мы, прибегая к образному
языку, привносим новый смысл в него.

      Из речи, выражающей характер, вычленяется речь «пристой-
ная». Мысли в ней такие, когда кто-то себя добровольно ума-
ляет, а протнвника возвышает в чем-то. Ее метод — не говорить
запальчиво против врага, а остальное в ней то же, что в чис-
той и простой речи.

      Мощная речь не делится на подвиды. Мысли в ней пара-
доксальные, глубокие, не терпящие возражений и вообще те,
которыми создается величие. Метод ее тот, который подходит
для подобных мыслей и создает величие. В речи действительно,
а не только по видимости мощной, пригодны бывают мысли про-
стые и выражающие характер. Слова в мощной речи веские
(axiwmatikh), отточенные.  В подлинной, а  не кажущейся
мощной речи слова бывают простые и выражающие характер.
Ведь речь лишь по видимости, а не на самом деле мощная
главную свою силу имеет в словах. Фигуры, колоны, сочета-
ние, клаузула и ритм у нее такие же, как в величественной
речи.

                                             ***
 
 

Воспроизведено по изданию: Античность и Византия: Сб. ст. - М., 1975. - С.158 - 160.